Четверг, 18.04.2024, 19:43

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2013 » Август » 11 » Обидный рейс
15:32
Обидный рейс

Уголь вывозить из якутских гор – не райское наслаждение

В Нерюнгринском филиале АТА компании «Якутуголь» возник острый трудовой конфликт. Водители большегрузных самосвалов требуют повышения заработной платы и обеспечения нормальных условий труда.

 Как считают работники АТА, с 2008 года их зарплата не выросла. А с октября 2012-го даже уменьшилась в среднем на 10 тысяч рублей. Сейчас, работая на многотонных машинах, водители получают 40–50 тысяч рублей.

На собрании трудового коллектива была избрана инициативная группа, которая передала свои требования работодателю. Водителям предлагается повысить заработную плату до 100–120 тысяч рублей, слесарям – до 40–50 тысяч. Однако никакой реакции администрации предприятия до сих пор не последовало. Отмалчиваются и лидеры формально независимых профсоюзов.

 ОАО «Мечел», в состав которого входит нерюнгринский «Якутуголь», – ведущая российская горнодобывающая и металлургическая компания. Продукция «Мечела» реализуется на российском и зарубежных рынках. Почти 67% акций ОАО «Мечел» принадлежат гендиректору и члену совета директоров компании Игорю Зюзину.

В Нерюнгринском районе Якутии «Мечел», судя по всему, обосновался надолго, он разрабатывает здесь одно из крупнейших в мире Эльгинское месторождение коксующегося угля. Кроме того, компания намерена добывать железную руду на местном месторождении «Пионерское». Так что уровень зарплаты на предприятиях «Мечела» – проблема, актуальная и для Нерюнгринского района, и для всей Якутии.

 Тем более что сейчас «мечеловская» зарплата отстает от зарплаты на других нерюнгринских угольных предприятиях. Например, в компании «Колмар» водителям большегрузной и бульдозерной техники в месяц платят 70–80 тысяч рублей.

Председатель профкома одного из предприятий «Колмара» УК «Нерюнгриуголь» Александр Целиков считает требования работников «Якутугля» справедливыми.

 – Нас уверяют, что у нерюнгринских угольщиков самая высокая по сравнению с работниками других угольных регионов страны заработная плата. На самом деле это не так. В компании «Колмар» зарплата водителей большегрузной техники и бульдозеристов по сравнению с работниками АТА еще более-менее приличная, но если исходить из уровня потребительских расходов, она тоже недостаточная. Считаю, что у водителей горнодобывающих предприятий, работающих на Севере, зарплата должна быть не менее 100 тысяч рублей в месяц. Ведь им приходится работать в очень сложных условиях.

У нас на предприятии, к примеру, сейчас не хватает водителей грейдеров. За работу на такой сложной технике платят всего 30 тысяч. Какой мужик сможет прокормить семью на эти деньги?.. Сейчас наш профсоюз работает над предложениями работодателю о повышении тарифных ставок всем работникам предприятия, начиная с уборщиц.

 От профсоюзного лидера очень многое зависит. За примерами далеко ходить не надо. У нас в компании две профсоюзных организации – горняков и шахтеров. И если наш, горняцкий, профсоюз пытается отстаивать права работников, то шахтерский полностью подконтролен администрации. Для чего тогда он нужен? В 2011 году мы сами проходили через предзабастовочную ситуацию и хорошо знаем, что это такое. Получается, что социальных гарантий у нас, северян, почти никаких. Работодатели о них «забывают», а власть почему-то им не напомнит… Так что надежда только на самих себя.

Когда в 2007 году компания «Мечел» приобретала «Якутуголь» (тогда он принадлежал республике), предприятие крепко стояло на ногах. В период девяностых оно, как и повсеместно в России, испытывало серьезные трудности, но к 2006 году снова было на плаву.

 Сейчас на автобазе числится 70 карьерных автосамосвалов БелАЗ, на линию же выходит чуть больше половины. Саму автобазу в народе сейчас зовут «Сталинград» – дырявые крыши, поломанные ворота… Никто не мог и подумать о таком, когда «Мечел» приобрел контрольный пакет акций «Якутугля» вместе с лицензией на разработку крупнейшего в мире Эльгинского месторождения.

На прошлой неделе под окнами административного здания ОАО «ХК «Якутуголь» состоялся пикет работников автобазы. В нем приняли участие около сотни человек. За все время с момента подачи требований работодатель не вышел на связь с представителями трудового коллектива, хотя он по закону обязан был сделать это в течение двух дней. Федерация независимых профсоюзов Якутии поспешила объявить, что работники выставили свои требования с нарушением действующего законодательства. Правда, в чем заключаются эти нарушения, не объяснила. В том, что требования выдвинуты, минуя профсоюзы?.. Но закон не запрещает работникам обращаться напрямую к работодателю. Тем более что своему бездействующему профсоюзу рабочие больше не доверяют.

– Мы будем действовать и дальше, – говорят участники пикета, водители Р. Шукюров, Е. Панкратов, И. Винников. – Считаем, что за свой труд должны получать достойную заработную плату. А профсоюз АТА наши интересы не защищает.

 Работников АТА поддержало общероссийское объединение профсоюзов «Конфедерация труда России».

 «С людей требуют максимальной отдачи, но при этом техника и дороги пришли в негодность. Мы предупреждаем всех, кто будет оказывать на рабочих и активистов давление, что примем все меры для защиты законных прав трудящихся от олигархического капитала», – заявил глава якутского рескома КПРФ Виктор Губарев.

И разве зарплата – проблема только одного трудового коллектива?..

 Немногим известно о том, что в мае этого года «Мечел» официально заявил: планируется заменить оператора Эльгинского угольного месторождения. Иными словами, вместо «Якутугля» освоением Эльги займется другая компания, в долю предлагалось войти Внешэкономбанку. Согласно лицензионным условиям, «Якутуголь» должен был обеспечить ежегодные объемы добычи угля на уровне 9 миллионов тонн уже к июлю 2013 года. Но компания не смогла выйти на эти показатели.

 Не так давно стало известно, что Роснедра разрешила «Мечелу» продлить сроки выполнения условий лицензии. Проектная мощность добычи угля на Эльгинском месторождении будет достигнута к августу 2018 года – на пять лет позже, чем планировалось.

Но какая судьба ждет «Якутуголь»? Кто даст ответ на этот вопрос? Как говорили на последней пресс-конференции рядовые работники АТА, они лишены какой-либо информации. Думается, что руководство республики должно вмешаться в ситуацию, в том числе разобраться, почему в «Якутугле» не желают реагировать на законные требования рабочих.

   03/08/2013http://www.sovross.ru

Категория: Мечел | Просмотров: 290 | Добавил: vopeople | Теги: угольная отрасль | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0