Укрепление сотрудничества России с
Поднебесной в угольной сфере активизирует освоение Огоджинского месторождения в
Селемджинском районе Приамурья.
На минувшей неделе в Санкт-Петербурге
под председательством премьер-министра России Владимира Путина прошло совещание
«Об итогах деятельности топливно-энергетического комплекса в 2010 году и
задачах на 2011 год». Министр энергетики Сергей Шматко заявил о том, что наша
страна в ближайшие годы будет наращивать экспорт угля в Китай.
По словам министра, КНР готова ежегодно
принимать от 15 до 20 миллионов тонн угля из России, тогда как по итогам
прошлого года было экспортировано 10–11 миллионов тонн. «Предполагается
заключение межправительственного соглашения о сотрудничестве в угольной отрасли
между Российской Федерацией и Китаем», – отметил г-н Шматко.
Для наших угольщиков экспорт их
продукции в страны Азиатско-Тихоокеанского региона сейчас становится выгоден
как никогда. Из-за разрушительных наводнений в Австралии, которая является
одним из главных мировых поставщиков угля, на его рынке ощущается дефицит. В
результате, цены на твердое топливо зашкаливают. Каменный уголь, из которого
производят кокс, в Японии и Южной Корее стоит дороже $220 за тонну. На китайском
рынке в январе этого года цены на него достигали $250.
Даже энергетический уголь, обычное
топливо для электростанций, которое добывается, например, в Райчихинске, на
мировом рынке не падает в цене ниже $80–90 за тонну. Столько же сейчас стоит
баррель нефти.
Кто же сделает выгодный бизнес на
поставках угля в КНР? В первую очередь те компании, что разрабатывают
месторождения возле российско-китайской границы. Они будут нести меньше
транспортных издержек при доставке своей продукции потребителям. Яркий пример –
компания «Мечел», которая осваивает гигантское Эльгинское каменноугольное
месторождение на юге Республики Саха-Якутия. Его запасы превышают два миллиарда
тонн угля. Если верить министру энергетики г-ну Шматко, инвестор начнет добычу
на Эльге уже в следующем году. Первоначально планируется добывать 1 миллион
тонн ежегодно.
«Кто же сделает выгодный бизнес на
поставках угля в КНР? В первую очередь те компании, что разрабатывают
месторождения возле границы»
На территории Амурской области угля тоже
немало. В частности, до сих пор ждет своего часа Огоджинское каменноугольное
месторождение. Правда, чтобы разрабатывать его, нужно построить железную дорогу
Февральск – Огоджа, но ведь строит же «Мечел» ветку Улак – Эльга к своему
месторождению! К тому же с легкой руки полпреда президента в Дальневосточном
федеральном округе Виктора Ишаева власти всех уровней заговорили о второй
очереди Байкало-Амурской магистрали, которая поможет освоению таких
месторождений, как Огоджинское.
Напомню, что в сентябре прошлого года
Огоджой активно заинтересовались китайцы. Проект освоения угленосной площади и
создания сопутствующей инфраструктуры обсуждался в правительстве Амурской
области с представителями корпорации «Шэньхуа». Министр энергетики РФ г-н
Шматко тогда заявил: «Китайская компания "Шэньхуа" сделала серьезное
предложение по освоению Огоджинского месторождения, включая развитие
энергетической и транспортной инфраструктуры. Это очень важно для Амурской
области».
Китайское предложение поддержали
российские власти, а в Приамурье была создана рабочая группа по реализации
совместного проекта. В ходе встречи с главой Минэнерго в Москве 3 февраля
губернатор области Олег Кожемяко назвал партнером «Шэньхуа» по проекту
«Российскую топливную компанию». Она была создана в 1994 году на базе
Министерства топливной промышленности РСФСР и на 75 % контролируется государством.
Юрий Кириллов, начальник
экспертно-аналитического отдела ООО «ИРМИТА-КОНСАЛТ» – сайта www.sogra.ru,
отмечает: «Поднебесная уже довольно давно проявляла интерес к увеличению объема
закупок российского топлива. Сейчас же поводом для актуализации внимания
китайских инвесторов к российским углям можно считать текущее повышение
дефицита топлива в КНР из-за катаклизмов в Австралии и Бразилии. В этих
условиях не будет удивительным, если китайцы начнут закупать уголь из
Скандинавии или из российского Заполярья, как это уже происходит с железной
рудой. С учетом данных факторов появляется уникальный шанс, чтобы напомнить
партнерам из КНР про преимущества Огоджинского проекта, в том числе с целью
привлечения из их числа соинвестора для строительства железной дороги Февральск
– Огоджа».
Илья РОНИН http://www.amur.info/analytics/2011/02/16/
|