Последняя неделя августа в Кузбассе –
это настоящий аншлаг федеральных чиновников. Депутаты, министры, миллионеры и
миллиардеры заполоняют собой города и шахтерские поселки. В канун дня Шахтера
Кемеровскую область посетил сам Патриарх Кирилл. И не просто посетил – освятил
ряд храмов, в том числе и Святой Варвары, покровительницы шахтёров. А в понедельник, 26 августа сюда
прилетел Владимир Путин – проверить на мете выполнение стратегии угольной
отрасли. Одновременно и независимо от Президента в Кемерово прибыл и Министр
МВД Владимир Колокольцев – потребовать отчета о расследовании ряда
преступлений. Как отметил в своем выступлении Владимир
Путин, в добыче угля ежегодно устанавливаются рекорды: так, по итогам прошлого
в отрасли в России был достигнут очередной максимум за постсоветский период –
354,9 млн тонн (рост к 2011-му составил 5,4%). Растет и переработка – и
энергетического (на 6%), и коксующегося угля (на 9%). Хотя это направление –
переработка угля и его обогащение – все равно остается недоразвитым: так, из более
272 млн тонн энергетического угля, добытого в 2012 году, было переработано лишь
26%. Но при этом все достижения углепрома практически полностью определяются ежегодным
ростом экспорта. Негативная же динамика потребления угля на внутреннем рынке
очевидно снижает устойчивость отрасли и повышает ее зависимость от внешней
конъюнктуры. «Уголь отсюда сегодня экспортируется в
48 стран, однако цены на мировом рынке в последнее время не отличаются
стабильностью. В результате, - рассказал на заседании губернатор Кемеровской
области Аман Тулеев, «большинство кузбасских компаний работают, по сути, в
убыток». Слабое место региона известно – его расположение в центре страны
оборачивается высокими затратами на транспортировку угля к портам и на западе,
и на востоке страны». Участники совещания отметили, что
несмотря на все титанические усилия РЖД и ежесуточную погрузку до 8 тыс.
полувагонов, на складах в регионе уже скопилось более 16 млн тонн угля (при
нормативе 4,7 млн тонн). «Уголь лежит в течение года, самовозгорается,
теряет в качестве, а значит, и цене, - посетовал Тулеев. При существующей
пропускной способности железных дорог наращивать объем добычи угля нет смысла,
заявил губернатор. Хотя в перспективе за счет расширения мощностей БАМа и
Транссиба, в рамках которого предусмотрена ликвидация узких мест на направлении
«Междуреченск – Абакан – Тайшет», у экспорта кузбасского угля в страны АТР
откроется второе дыхание». Рентабельность угольных активов вызывает
опасение, заявил министр энергетики Александр Новак. «В 2013 году прибыль
компаний к нулю сведена, ранее они от 70 млрд до 130 млрд руб. в год получали
прибыль до уплаты налогов, — подсчитал министр. — Доля транспортных расходов
при экспорте составляет 50—55%. Необходимо наконец перейти на долгосрочное
тарифное регулирование». По прогнозам экспертов, доля угля в
мировом энергопотреблении упадет с 24 до 18%, но с ростом спроса продажи все
равно будут расти на 0,8% год. «Конкуренция обостряется, — продолжил Новак. —
Необходимо повышать конкурентоспособность и стимулировать внутренний рынок
потребления, модернизировать железнодорожную и портовую инфраструктуру, давать
преференции для новых месторождений». Уголь — пятый по выручке при экспорте 13
млрд долл. в год, - подчеркнул в своем выступлении гендиректор Сибирской
угольной энергетической компании Владимир Рашевский. Но цены только в 2012 году
упали на 20%, а если взять в расчет предыдущий год, то это минус 40—60%. Убыток
компаний от экспорта — 3,5 млрд руб. При этом Россия не уникальна: 30%
экспортно-ориентированных отраслей мира работает в убыток. Спасает запас
прочности, заложенный в тучные годы. «Но цены падают второй год подряд, и просвета
не видно», — вздохнул Рашевский. Что касается железнодорожных тарифов, а
кузбасский уголь приходится вывозить на 4000 км на запад или на Восток, то Аман
Тулеев выступил с предложением сделать взаимосвязанными цены на уголь и тарифы
ОАО «РЖД». Он попросил президента дать поручение железнодорожникам и угольщикам
собраться в месячный срок и принять решение действовать совместно: при
изменении цены на уголь на такую же величину корректировать железнодорожные
тарифы на его перевозку. В свою очередь глава РЖД Владимир Якунин
ответил на это, что доходная ставка на перевозку каменного угля на 68% ниже
других, даже ниже себестоимости. «Убытки от перевозки каменного угля составили
79 млрд руб.», — доложил он президенту, отметив, что проблемы угольной отрасли
за счет РЖД не решить. Скидку компаниям, инвестирующим в железную дорогу,
Якунин согласился дать, только если они будут обслуживать построенную
инфраструктуру. «Иначе мы все равно будем в убытке», — сокрушался президент
РЖД. Владимир Якунин отметил, что угольные
компании не торопятся вступать в партнёрские программы, которые позволили бы
ускорить транспортировку угля. В то время как ускорение транспортировки, по его
мнению, возможно, если угольщики будут совместно с железнодорожниками
разрабатывать схемы транспортной логистики. В частности, если уголь будет
отправляться с предприятий строго по расписанию и если угольщики согласятся
транспортировать свой продукт по наименее загруженным веткам. И главный момент, который «красной
линией» прошел сквозь все совещание в Кемерове. Президент усиленно попросил
присутствующих угольщиков наладить налогообложение. «Так как ресурсная база наших компаний
находится в России, то и центр формирования прибыли и налогообложения должен
находиться в России, а не где-то за границей и в офшорах, — заявил глава
государства, подчеркнув, что такое требование есть во многих промышленно
развитых странах. В мире сформирован цивилизованный и прагматичный подход:
налоги платятся по месту ведения бизнеса. Тем более если это связано с недрами,
с нашими природными богатствами», — отметил президент. После окончания официальной части
Владимир Путин неформально пообщался с шахтерами. Кузбасских горняков волновал
вопросы охраны труда, пенсионного обеспечения. Просили президента и помочь с
окончанием строительства дороги «Кемерово-Ленинск-кузнецкий». Президент сказал шахтерам, что не
возражает против законодательного увеличения часов рабочей смены для горняков.
По его словам, увеличение нужно будет провести таким образом, чтобы общее
количество рабочих часов в неделю для тех горняков, которые работают под землей
и на открытых площадках, было в пределах нормы. «Эти изменения подготовлены и в
ближайшее время будут приняты», - подчеркнул он. На встрече с шахтерами Владимир Путин
также заявил, что отменять льготу для шахтеров по досрочному выходу на пенсию
нецелесообразно и непозволительно до тех пор, пока эта профессия является
опасной и вредной для здоровья. На вопрос горняков о проживании на отработанных
землях и проблемах с жильём после землетрясения в этом году Владимир Путин
ответил, что в настоящее время деньги выделяются на расселение из аварийного и
ветхого жилья в целом, но регионы сами принимают решение о том, чтобы в первую
очередь расселять многоквартирные дома. «Правда, в самом законе не предусмотрена
возможность финансирования из этого источника отдельных домостроений», - признал
президент. - «Мы внесем изменения в закон, сделаем так, чтобы закон позволял
это делать», - пообещал глава государства. И продолжил поездку. Впереди у Путина
Хакасия, Амурская область, Хабаровский край. Закончится рабочая поездка
президента России во Владивостоке.
Континент Сибирь 29.08.2013 |