Кемеровский холдинг «Сибирский деловой
союз» все-таки построит в Мурманске порт для перевалки 18 млн тонн угля в год.
Это позволит ему удешевить и стабилизировать поставки на европейский рынок
СДС планирует начать строительство порта
в Мурманске мощностью перевалки 18 млн тонн угля в год уже в конце 2012-го -
начале 2013 года. Объем инвестиций в проект не раскрывается; по оценке
аналитиков, порт может обойтись компании в сумму около 600–900 млн долларов.
Вопрос обсуждался в конце августа на встрече президента СДС Михаила Федяева и
зампреда комитета по транспорту Госдумы Владимира Гридина (они считаются
главными бенефициарами холдинга) с губернатором Мурманской области Мариной
Ковтун.
В СДС сообщили, что портовый комплекс
перегрузки угля «Лавна», железная дорога к нему (длиной 2 км), а также
электроподстанция будут построены в морском порту на западном берегу Кольского
залива. «Создание угольного терминала «Лавна» — ключевой пункт проекта
комплексного развития Мурманского транспортного узла. Этот проект на сегодня
является приоритетным для нашей области», — отметила Марина Ковтун.
Действительно, еще в июле правительство Мурманской области совместно с
федеральным казенным учреждением «Ространсмодернизация» и ООО «Морской торговый
порт Лавна» (было специально создано для реализации проекта) подписало трехстороннее
инвестиционное соглашение, в котором также прописана — в срок до 2015 года —
прокладка железнодорожной ветки Выходной–Лавна, углубление дна акватории залива
и строительство базы портофлота (на это из федерального бюджета будут выделены
средства). А в период с 2015-го по 2018 год планировалось ввести в эксплуатацию
по очередям строительства комплекс перегрузки угля и железнодорожный подъезд к
нему. ООО «Морской торговый порт Лавна» заявляло, что инвестирует в
строительство терминала 14,5 млрд рублей.
По сути, СДС входит именно в этот проект
— но на каких юридических условиях, не раскрывается. Неизвестно также, будут у
СДС партнеры в лице других угольных компаний, или же кемеровский холдинг
реализует проект самостоятельно. По оценке главного редактора ИА PortNews
Виталия Чернова, заявленная мощность терминала — 18 млн тонн — очень велика и
вряд ли будет достигнута даже в среднесрочной перспективе. Не исключено, что на
первых порах порт будет переваливать не более 10 млн тонн угля в год.
Михаил Федяев еще 6 августа, на
совещании, которое провел премьер-министр Дмитрий Медведев в
Ленинске-Кузнецком, рассказывал, что СДС тратит 300 млн долларов в год на
использование портов Прибалтики и железных дорог Украины и Белоруссии для
экспорта добываемого угля в западном направлении (объемы добычи в «СДС-Уголь»
уже составляют 25 млн тонн в год). Так что собственный терминал нужен холдингу
давно — он позволит стабилизировать поставки и снизить затраты на логистику и
работу с грузами. СДС еще в 2006 году (тогда — в партнерстве с УК «Кузбассразрезуголь»)
заявлял о планах построить на неосвоенном западном берегу Кольского залива
между устьями рек Лавна и Кулонга угольный терминал мощностью 15 млн тонн угля
в год. Инвестиции оценивались в 150–200 млн долларов, запустить его планировалось
в 2009–2010 годах. Однако, как посетовал Федяев на совещании в начале августа,
в течение пяти лет СДС так и не смог оформить документы на строительство этого
объекта.
Очевидно, теперь дело сдвинулось с
мертвой точки. Ключевой риск проекта, на первый взгляд, в динамике роста рынков
сбыта. Основной спрос на уголь уже формируется в странах АТР, однако поставки в
восточном направлении ограничивают даже не мощности портов Дальнего Востока, а
возможности железнодорожной инфраструктуры (Транссиба и БАМа). В агентстве
PortNews отмечают, что промышленность в Европе вряд ли будет расти такими же
быстрыми темпами, как в странах Азии. «Но рынок в Европе все равно есть, и
сегодня большой объем российского угля идет на запад через порты Прибалтики. А
потом строительство в Мурманске, который имеет выгодное географическое расположение,
незамерзающего порта вполне оправданно.
Именно экспорт угля в Европу — наиболее
реалистичный сценарий развития Мурманского транспортного узла», — отмечает
Виталий Чернов. «Порт, размещенный внутри страны, будет способствовать
удешевлению себестоимости продукции. Однако на западе спрос на уголь
стремительно падает из-за конкуренции со сланцевым газом. Вполне возможно, что
рентабельность проекта может оказаться крайне низкой на первых порах», —
добавляет сомнений главный аналитик ИФК «Солид» Ибрагим Боташев.
На восточном берегу Кольского залива уже
действует Мурманский морской торговый порт (ММТП), который специализируется на
перевалке угля, а также апатитов и генеральных грузов. Он не имеет ограничений
по посадке судов и способен экспортировать до миллиона тонн в месяц. В 2011
году ММТП перевалил 10,765 млн тонн угля, а в целом его средний годовой оборот
вырос по отношению к 2010 году на 12% — до 14,4 млн тонн.
В ноябре прошлого года СДС назывался
вероятным покупателем пакета акций ММТП: некое ООО «Гарсия» приобрело на
аукционе 63,5% акций у частных собственников компании (47,55% уставного
капитала), предложив за бумаги 7,65 млрд рублей. Однако весной этого года стало
известно, что покупатель пакета действовал, возможно, в интересах СУЭК. Сама
компания это опровергала; при этом именно СУЭК приобрел на аукционе
Росимущества госпакет акций ММТП. Таким образом, СДС ничего не осталось как
строить собственный порт. Виталий Чернов уверен, что собственный терминал
позволит СДС закрепиться именно на европейском рынке. Пусть там и не будет
столь бурного роста, как в Азии, зато поставки в западном направлении не так
сильно ограничены пропускной способностью железных дорог, как в направлении
АТР.
Александр Попов Эксперт 11.09.2012
|