"Сумма Капитал" и Global Ports
строят новые терминалы в Восточном Как стало известно "Ъ",
"Сумма Капитал" начинает реализацию своего первого портового проекта
на Дальнем Востоке. Компания планирует к 2013 году запустить в порту Восточный
новый комплекс на 18 млн тонн грузов в год — в основном для перевалки угля.
Конкурирующий терминал Global Ports может появиться в Восточном уже летом, но
его мощность составит всего 1 млн. Аналитики считают, что грузы найдутся для
обеих компаний, но железнодорожная инфраструктура в нынешнем состоянии с этими
объемами не справится.
Как рассказал "Ъ" президент
"Суммы Капитал" Марат Шайдаев, группа, владеющая портовыми активами в
Новороссийске, Приморске и Калининграде, к концу 2013 года планирует построить
универсальный портовый комплекс в границах существующего порта Восточный (около
Находки). Планируемая мощность перевалки — 15 млн тонн угля и 3 млн тонн
генеральных грузов в год. У "Суммы Капитал" уже есть крупный участок
земли в районе Восточного — около северной части бухты Врангеля. Земля куплена
несколько месяцев назад вместе с ЗАО "Приморскнефтегазпром", уточнил
Марат Шайдаев, не называя прежних владельцев компании и сумму сделки. Сейчас
оформляется отвод дополнительных земельных участков, а техническое задание на
проектирование нового портового комплекса уже согласовывается с основными
грузоотправителями. По словам топ-менеджера, общая стоимость строительства
составит около $300 млн.
"В ближайшие пять лет потенциальный
объем грузов в направлении Восточного существенно превышает существующее
предложение стивидорных компаний по перевалке",— поясняет Марат Шайдаев.
Лимитирующим фактором в компании считают только состояние железнодорожных
подходов к порту, называя, впрочем, эту проблему общей, как для Восточного, так
и для подконтрольного "Сумме Капитал" нефтеналивного порта в
Приморске. "Но мы надеемся, что ситуация исправится, так как ОАО РЖД
должно быть заинтересовано в увеличении грузооборота",— отмечает Марат
Шайдаев.
Интерес к перевалке угля на Дальнем
Востоке есть не только у "Суммы Капитал". Как стало известно
"Ъ", зайти на новый для себя угольный рынок решила группа Global
Ports, которая специализируется преимущественно на транспортировке контейнеров
и нефтеналивных грузов. Ее планы также связаны с угольным терминалом в порту Восточный,
но они гораздо скромнее. Этим летом на территории входящей в группу Global
Ports Восточной стивидорной компании (в порту Восточный), заработает угольный
терминал мощностью 1 млн тонн грузов в год. Стоимость создания актива группа не
раскрывает, однако подчеркивает, что общие капиталовложения в развитие ВСК в
2008-2010 годах составили около $47 млн. На эти деньги были построены новые
железнодорожные пути, угольный склад, а также закуплено специализированное
оборудование.
Все существующие мощности по перевалке
угля на Дальнем Востоке принадлежат крупным угледобывающим компаниям (СУЭК,
"Мечелу", Evraz, "Кузбассразрезуглю") и предназначены в
первую очередь для перевалки продукции этих компаний, объясняют в Global Ports
логику нового проекта. "Нехватка независимых угольных терминалов в регионе
ощущается достаточно сильно: она сдерживает рост объемов перевалки продукции
производителей, не имеющих собственных перевалочных мощностей",— считают в
группе. Всего, по данным Ассоциации морских торговых портов, в 2010 году через
порты Дальнего Востока на экспорт было отправлено около половины российского
экспортного угля, то есть около 33,5 млн тонн.
На фоне предстоящего IPO Global Ports, в
ходе которого группа рассчитывает разместить на LSE около 25% акций (см.
"Ъ" от 6 июня), решение группы диверсифицировать бизнес может считаться
положительным фактором, считает Анна Куприянова из "Уралсиба": это
обеспечит дополнительную стабильность сильно зависящей от экономической
конъюнктуры контейнерной части бизнеса Global Ports. Андрей Рожков из ИФК
"Метрополь" считает, что наращивание мощностей по перевалке угля на
Дальнем Востоке оправдано с точки зрения растущих потоков в страны АТР. Однако
он подчеркивает, что ОАО РЖД уже сейчас говорит о пределе провозных мощностей
БАМа и Транссиба, поэтому развитие дальневосточных портовых активов будет
напрямую зависеть от того, как быстро государство будет развивать
железнодорожную инфраструктуру.
Коммерсантъ, 08.06.2011
|