Грузооборот морских портов России в первом
полугодии 2013 г. вырос к прошлогоднему показателю на 4,7% до 284,1 млн т,
говорится в сообщении Ассоциации морских торговых портов (АСОП). Драйверы роста
— уголь (+14,9% до 48,6 млн т), минеральные удобрения (+17,0% до 6,1 млн т),
нефть и нефтепродукты (+10,3% до 165 млн т). Снизилась перевалка зерна (на
72,5% до 2,3 млн т), руды (на 8,5% до 3,6 млн т), лесных грузов (на 29,4% до
2,3 млн т), черных металлов (на 17,6% до 11,6 млн т).
В лидерах дальневосточные, балтийские и
арктические порты (см. таблицу). Последние увеличили перевалку за счет роста
погрузки нефти на РПК «Белокаменка» в Мурманске (принадлежит «Роснефти»),
отмечается в сообщении АСОП. Быстрее всех грузооборот наращивает порт
Усть-Луга: в 1,5 раза до 29 млн т. Рост обеспечил нефтяной терминал Невской
трубопроводной компании (к нему выходит БТС-2), который был запущен в конце
марта прошлого года. Из-за запуска нефтяного терминала в Усть-Луге сократилась
перевалка нефти в Приморске — на 13% до 33,3 млн т. Рост перевалки угля через
порты Дальнего Востока (ориентированы на рынок АТР), который начался еще в 2011
г., продолжается. Угольные и металлургические компании продолжают увеличивать
загрузку своих мощностей по перевалке на Дальнем Востоке: грузооборот порта
Восточный вырос на 17,3% до 24,2 млн т, порта Ванино — на 20,8% до 12,2 млн т.
На финансовых результатах стивидорных
компаний рост грузооборота портов сказывается по-разному: выручка
Владивостокского морского торгового порта (входит в группу Fesco) по РСБУ за I
квартал по сравнению с 2012 г. выросла на 67,1% до 1,241 млрд руб., но чистая
прибыль компании сократилась на 29,8% до 142,4 млн руб. Группа НМТП (в нее
входят Новороссийский морской торговый порт и Приморский торговый порт) за I
квартал снизила выручку по МСФО на 12% до $239,4 млн. Выручка Морского порта
Санкт-Петербург (входит в UCL Port) по РСБУ в I квартале сократилась на 10% до
948,1 млн руб., чистая прибыль — на 7,8% до 122,8 млн руб. Выручка Мурманского
морского торгового порта (принадлежит структурам Андрея Мельниченко) по РСБУ за
I квартал выросла на 17,7% до 993 млн руб., чистая прибыль — в 4 раза до 300
млн руб.
Уголь и удобрения — драйверы роста и для
железнодорожных перевозок, их погрузка на сети РЖД тоже выросла: угля — на 0,8%
до 152,1 млн т, а химических и минеральных удобрений — на 0,5% до 23,3 млн т,
следует из статистики железнодорожной монополии. В целом же погрузка упала на
3,7% до 605,6 млн т. Погрузка на сети РЖД начала падать в ноябре прошлого года
— впервые с 2008 г., отмечал тогда президент РЖД Владимир Якунин.
Железнодорожные перевозки ориентированы на внутренний рынок — этим объясняется
падение, перевалка в портах — на внешний, отмечает гендиректор агентства
Infranews Алексей Безбородов. Но рост перевалки к концу года, скорее всего,
замедлится, прогнозирует Безбородов. Рост перевалки по итогам 2012 г. составил
5,9% до 567,1 млн т. Министр транспорта Максим Соколов прогнозировал
грузооборот морских портов в 2013 г. на уровне 580 млн. т.
http://www.vedomosti.ru
10.07.2013
|