Вот уже несколько месяцев РЖД находятся
в ожидании правительственной директивы, которая позволила бы монополии продать
оставшиеся 25% акций Первой грузовой компании (ПГК) Владимиру Лисину за
обещанные им 45 млрд руб. Затянувшемуся молчанию со стороны государства наконец
нашлось объяснение. Как стало известно РБК daily, в правительстве до сих пор не
могут определиться с формой продажи актива. Более того, Росимущество настаивает
на привлечении инвестконсультанта для возможного проведения аукциона.
Вопрос продажи принадлежащего РЖД блокирующего
пакета акций ПГК структурам Владимира Лисина, который и без того владеет 75%
минус две акции оператора, казался было уже решенным. В конце мая РЖД получили
предложение о продаже оставшегося пакета за 45 млрд руб. Глава ПГК Олег Букин
пояснил тогда, что цена определялась исходя из прошлой аукционной стоимости
125,5 млрд руб. (за 75%) с учетом небольшой премии. РЖД довольно быстро
выразили свое согласие, для совершения сделки оставалось лишь заручиться
одобрением правительства. Ожидалось, что правительственная директива поступит в
монополию в конце июня, тогда же совет директоров компании был готов
рассмотреть продажу акций ПГК. Однако чиновники до сих пор так и не дали ответ.
С чем связана заминка, стало известно
только сейчас. Как удалось выяснить РБК daily, против поспешной продажи акций
ПГК структурам Владимира Лисина выступает Росимущество. Ведомство на прошлой
неделе как раз обсудило эту тему на совещании с участием представителей РЖД,
сообщил источник в правительстве. По его словам, чиновникам Росимущества во
главе с Ольгой Дергуновой «не нравится закрытая форма продажи грузового
оператора», а также тот факт, что РЖД не согласовали предполагаемую сделку с
Лисиным с профильными ведомствами. Именно этим, по словам источника, и
объясняется отсутствие до сих пор правительственной директивы.
«Непонятно, на основании чего РЖД
решили, что все 100% ПГК должны быть сосредоточены в одних руках, и насколько
справедлива согласованная между сторонами сумма», — комментирует источник. В
ходе прошедшей встречи Росимущество предложило монополии привлечь
инвестиционного консультанта, который провел бы анализ рынка и оценил стоимость
актива, продолжает собеседник РБК daily. Также предстоит обсудить и форму
продажи актива, не исключено, что выбор будет сделан в пользу аукциона. Кроме
того, совместно с консультантом монополия должна представить список
потенциальных претендентов на ПГК, отмечает он, указывая на то, что «РЖД вроде
бы согласились» с этим предложением.
В пресс-службе РЖД не стали
комментировать ситуацию. Однако эту информацию подтвердил РБК daily источник в
госмонополии, по словам которого «вопрос о возможной оценке актива обсуждается
в данный момент с Росимуществом». В Росимуществе свою позицию по продаже ПГК не
прокомментировали.
В UCLH (объединяет транспортные активы
Владимира Лисина) сообщили РБК daily, что «не будут давать каких-либо
комментариев до официального заявления со стороны правительства». Между тем
источник, знакомый с ситуацией, подтвердил, что в правительстве до сих пор не
могут согласовать форму продажи оператора, с чем и связано отсутствие
директивы. Так, например, известно, что позицию Росимущества поддерживает
Минэкономразвития, правда, в министерстве предпочитают не говорить об этом
публично.
Ранее президент РЖД Владимир Якунин в интервью
РБК daily говорил, что поддерживает идею продажи всего оставшегося пакета ПГК
компании Владимира Лисина. «А какой смысл разбивать 25-процентный пакет, при
том что 75% уже продано в одни руки? Если мы разобьем, то получим денег меньше,
чем можем получить за продажу всего пакета», — выразил тогда свою позицию
президент компании.
«Вряд ли кто-то сможет предложить больше
Лисина, ведь ему важно получить полноценный контроль над компанией, чтобы
максимально задействовать ее потенциал», — согласен с главой железнодорожной
монополии Олег Трудов из Института проблем естественных монополий. «Идея с
продажей ПГК через аукцион — полная чушь, никто не захочет быть миноритарием в
компании, в которой все стратегические решения будут приниматься основным
акционером», — говорит источник в РЖД.
Подобной точки зрения придерживается и
Елена Сахнова из «ВТБ Капитала», по мнению которой других претендентов, кроме
UCLH, может просто не появиться. Однако аналитик считает верным желание
Росимущества провести оценку готовящегося к продаже 25-процентного пакета ПГК.
«Необходимо провести справедливую оценку актива и установить эту сумму в
качестве минимальной в случае проведения аукциона», — говорит г-жа Сахнова.
Свою позицию она аргументирует тем, что предложенные Лисиным 45 млрд руб. были
определены исходя из прошлой суммы сделки при покупке контрольного пакета,
который, по словам аналитика, достался бизнесмену относительно недорого.
РБК daily 29.08.2012
|