Угледобывающие предприятия не смогли в полной
мере восполнить недостающие после аварии на шахте «Распадская» объёмы
коксующегося угля. Металлургам, которые сейчас испытывают дефицит этого вида
сырья, может помочь только импорт.
Минэкономразвития предложило обнулить импортную
пошлину на коксующиеся угли, составляющую сейчас 5%. Эта мера должна
приостановить рост угольных цен на внутреннем рынке после аварии на
«Распадской». Между тем отечественные промышленники просчитывают различные
логистические варианты. Среди них дозагрузка порта Мурманска является одним из
наиболее вероятных. Впрочем, воспользоваться этим маршрутом смогут далеко не
все компании.
«Распадская», по разным оценкам, занимала
10–12-процентную долю жирных марок коксующегося угля на российском рынке, но
даже сокращение экспорта других игроков не позволяет говорить о решении
проблемы снабжения отечественных металлургических предприятий.
В конце мая вице-премьер Игорь Сечин направил
крупнейшим угольным компаниям письмо с рекомендацией временно переориентировать
экспортные поставки на внутренний рынок.
«Мы практически полностью исключили из своих
схем сбыта экспорт. Но полностью переориентироваться на внутренний рынок мы не
можем, потому что потом восстановить цепочку будет очень трудно», – сообщили
«Гудку» в одной из угледобывающих компаний. Таким образом, встаёт вопрос об
импорте сырья.
«Восток мы отметаем сразу, так как страны АТР не
продают уголь, а только покупают. В северный порт Мурманска может приходить
уголь из США, и такой вариант теоретически выгоден для Новолипецкого
металлургического комбината, но мы знаем, что при импортных поставках НЛМК
активнее использует порты Украины», – отметил собеседник «Гудка».
Тем не менее Мурманский порт готов к
дополнительным объёмам. Как сообщил представитель пресс-службы ОЖД, сейчас в
порту обрабатывается до 500 вагонов в сутки. В основном это экспортный уголь,
марганцевая руда, минеральные удобрения. Но его мощности позволяют обрабатывать
до 600 вагонов сутки.
«Если уголь пойдёт из Америки, то дейст вительно
только через Мурманск», – считает начальник отдела внешнеторговых и транзитных
перевозок Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Алексей Кузнецов.
«Но такие поставки могут быть выгодными только для комбинатов, которые
находятся в Центральной части России («Северсталь» и НЛМК). Для предприятий,
сосредоточенных на Урале и в Сибири, такой уголь будет слишком дорогим из-за
транспортных расходов», – объясняет он.
Тем временем российским портам хватает работы,
связанной с перевалкой экспортного, в основном энергетического, угля. Основные
угледобывающие предприятия России увеличили за пять месяцев объёмы производства
примерно на 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Рост объёмов продолжается во многом благодаря
активному спросу на отечественное сырьё азиатских потребителей.
«Экспорт в АТР по-прежнему является
палочкой-выручалочкой для угольщиков. Цены на уголь постоянно растут. Мы готовы
экспортировать больше, но существуют транспортные ограничения. Порты забиты под
завязку», – говорит источник «Гудка» в компании «Сибуглемет».
С ним согласен и Алексей Кузнецов:
«Дальневосточные порты работают очень активно и продолжают увеличивать
мощности». Впрочем, он уверен, что проблем с «брошенными» поездами на подъездах
к портам на этот раз не будет. «Уголь, который смерзается, грузоотправители
больше отправлять не будут, потому что они скоро останутся без инвентарного
парка РЖД, – говорит Алексей Кузнецов. – Новый собст венник за простой вагонов
будет взимать дополнительную плату». В такой ситуации грузоотправители будут
более рачительно подходить к вопросам логистики.
Раньше, отправляя свою продукцию в вагонах РЖД,
грузоотправители изначально могли закладывать в цену продукции и простой
вагонов, потому что он тарифицировался и имел свой потолок, который определяла
Федеральная служба по тарифам. «Теперь собственник сам вправе устанавливать
ставку за простой, что в корне меняет ситуацию», – считает Алексей Кузнецов.
<>
Источник: www.gudok.ru
17.06.2010 |