Четверг, 05.08.2021, 13:38

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2013 » Февраль » 24 » Прорва проектов
22:36
Прорва проектов

Строительство ж/д линии Кызыл–Курагино началось в 2011 году, и до ноября 2012 года проект реализовывался на принципах государственно-частного партнерства с ЗАО «ЕПК». Однако, утверждают в правительстве края, компания не выполнила своих обязательств, и сейчас ведется работа по поиску нового инвестора. Новый договор может быть подписан уже в рамках КЭФ-2013.

14–16 февраля пройдет юбилейный Х Красноярский экономический форум. В преддверии мероприятия «КС» проанализировал ход реализации приоритетных инвестиционных проектов, перечень которых был утвержден в 2010 году тогдашним премьер-министром Владимиром Путиным. Судьба этих инициатив, как правило, была связана с аналогичными экономическими форумами прошлых лет: они были либо презентованы здесь, либо на КЭФе подписывались связанные с ними договора и соглашения.

Все ниже, и ниже, и ниже

Главным проектом, реализуемым на территории Красноярского края, называется Комплексное развитие Нижнего Приангарья, ключевой частью которого является строительство Богучанской ГЭС мощностью 3000 МВт. Он начал реализовываться в соответствии с президентским указом от 2005 года. Общая стоимость проекта составляет 286,7 млрд рублей (в том числе на ГЭС — 79 млрд рублей), а финансирование должно осуществляться за счет субсидий федерального бюджета, средств Инвестиционного фонда РФ и частных инвесторов.

Из них по состоянию на 1 января этого года освоено более 100 млрд рублей: 35,1 млрд рублей на строительство объектов инфраструктуры и 74,6 млрд на строительство объектов промышленности. В частности, было построено 8 объектов (два пусковых комплекса) схемы выдачи мощности БоГЭС, получено разрешение Ростехнадзора на допуск объектов в эксплуатацию для проведения пуско-наладочных работ. На втором пусковом комплексе завершаются строительно-монтажные и выполняются пуско-наладочные работы. Кроме того, на 82% выполнены работы по строительству верхнего строения пути (36 километров) железнодорожной линии Карабула–Ярки, введено в эксплуатацию 13 объектов социально-гражданской инфраструктуры в населенных пунктах, принявших граждан, переселяемых из зоны затопления.

Также стоит отметить, что 26 сентября прошлого года на Богучанской ГЭС с пуска на холостом ходу гидроагрегата № 2 стартовала программа испытаний гидросилового оборудования. Затем 15 октября того же года президентом РФ Владимиром Путиным в режиме видеосвязи осуществлен пуск первых двух гидроагрегатов станции. Были завершены мероприятия по подготовке зоны затопления БоГЭС, что позволило начать заполнение водохранилища.

«Нижнее Приангарье — активно реализующийся проект, он является знаковым для инвестиционной привлекательности края. Сейчас уже активно продвигается идея второй очереди проекта, которую иначе называют Ангаро-Енисейским кластером. Это говорит о перспективности его работы», — считает руководитель инвестиционной компании «Русские инвесторы-Сибирь» Валентин Богомолов.

Глава красноярского отделения БКС Александр Воронов называет данный проект основой дальнейшего развития севера. «Освоение Нижнего Приангарья — важнейшая вещь, это мощный инфраструктурный энергетический проект. Его сила еще и в том, что он создает мощную промышленную площадку для дальнейшего освоения северных территорий», — считает глава красноярского филиала БКС Александр Воронов.

В свою очередь депутат Законодательного собрания Юрий Швыткин обратил внимание на роль правильно выстроенных связей власти и бизнеса. «Этот проект успешно реализуется во многом благодаря тому, что у края выстроены рабочие отношения с финансово-промышленными группами, в данном случае с «Русалом», что позволяет оперативно решать возникающие вопросы», — констатирует Швыткин.

Железнодорожный занавес

Строительство железнодорожной линии Кызыл–Курагино началось в 2011 году в рамках проекта, увязывающего эту ветку с освоением Элегестского угольного месторождения. Общая стоимость проекта составляет 159,5 млрд рублей, из которых 69% приходится на средства частного инвестора (ЗАО «Енисейская промышленная компания»). Стоимость самой железнодорожной ветки — 134,9 млрд рублей, в том числе 85,7 млрд рублей должен профинансировать инвестор, еще 49,3 млрд — инвестиционный фонд РФ.

В 2012 году был выполнен ряд работ: разработка и утверждение документации по планировке территории, инженерные изыскания, археологические исследования, забурено и забетонировано три свайных поля на трех мостах, произведена вырубка леса под железную дорогу (120 гектаров), отсыпано 7,5 км притрассовой дороги и 7 км земляного полотна. Однако сейчас реализация этого проекта приостановлена в связи с поиском нового инвестора.

Дело в том, что до ноября 2012 года проект реализовывался на принципах государственно-частного партнерства с ЗАО «Енисейская промышленная компания». Однако, утверждают в правительстве края, ЕПК не выполнила своих обязательств, и потому запланированные бюджетные деньги было решено перенаправить на развитие пропускной способности участка Междуреченск–Тайшет.

В данное время ведется работа по поиску нового инвестора. Готовность выступить в этом качестве уже выразило ООО «Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация». В краевой администрации не исключают, что соответствующие документы между ТЭПК и властными структурами могут быть подписаны в рамках предстоящего X Красноярского экономического форума.

«Сейчас проект переживает не лучшие времена из-за объективных проблем, связанных с состоянием основного инвестора. Потому будущее его сейчас под большим вопросом, хотя трудно сомневаться в необходимости этого проекта для регионов. Создание транспортной инфраструктуры должно дать толчок развитию Тувы и всей Сибири», — отмечает господин Богомолов.

По мнению Александра Воронова, проблемы проекта могут носить затяжной характер. «Проект мог бы стать важной ступенью в развитии Сибири, но на деле складывается ситуация неопределенности, которая может продлиться довольно долгое время, независимо от того, какие бы оптимистичные прогнозы ни делали заинтересованные стороны», — рассказывает Воронов.

Здесь будет город-порт

Проект, который фигурирует в перечне 2010 года под названием «Создание портовой особой экономической зоны в Емельяновском районе», должен был запуститься к началу 2013 года. Впрочем, в правительстве края уточнили, что полное его наименование — «Развитие авиационно-транспортной инфраструктуры Красноярского края с возможным созданием портовой особой экономической зоны».

По предварительным оценкам, общая стоимость проекта должна была составить 1,6 млрд рублей, в том числе 400 млн рублей — из федерального бюджета, 430 млн — из средств краевой казны, 800 млн рублей — деньги частных инвесторов. К реализации проекта предполагалось привлечь ГК «КРАТОС», ООО «ДХЛ Логистика», Группу компаний «Волга-Днепр», ООО «Эйр Бридж Карго», Lufthansa Cargo, Cessna Aircraft Company, ЗАО «Авиа Менеджмент Групп», ОАО «Авиакомпания «Таймыр», ООО «Аэропорт Емельяново». Срок реализации проекта — до 2060 года.

Все эти меры должны были создать транзитный пассажиропоток в размере 246 тыс. т/год, трансферный (международный) — 93 тыс. т/год, создать 784 рабочих места и обеспечить совокупные налоговые поступления в бюджеты всех уровней в размере 714 млн рублей.

Впрочем, в первоначальные планы были внесены изменения. «Проведена корректировка бизнес-плана проекта «Развитие авиационно-транспортной инфраструктуры Красноярского края с возможным созданием портовой особой экономической зоны». В частности, проведена работа по актуализации списка резидентов портовой зоны. Определены ключевые резиденты/инвесторы, таковыми являются авиакомпания NordStar, ЗАО «Интеррос», авиакомпания Lufthansa Cargo, ОАО «УК «Северный воздушный мост», — пояснили в правительстве края.

«Я пока не вижу развития этого проекта, хотя необходимость его для края чрезвычайно высока. Раз уж экономика региона носит сырьевую направленность, то здесь крайне важными становятся логистические вопросы. Вопрос транспортного узла должен быть априори среди главных. В целом от этого зависит инвестиционная привлекательность такого региона», — отмечает Богомолов.

Такую точку зрения разделяет и Александр Воронов. «Возможно, проект и развивается как-то на бумагах, но особого прогресса нам, сторонним наблюдателем не заметно. Действительно, пришла «Люфтганза», но ни наращивания объемов, ни интенсификации работы мы здесь не видим», — отмечает он.

В свою очередь Юрий Швыткин считает, что ряд вопросов будет решен в рамках КЭФа.

«Проект требует к себе внимания, нужно решать вопросы и по расширению парка, и по увеличению взлетно-посадочной полосы, расширять международные вылеты. Впрочем, насколько я знаю, в рамках форума планируется подписать соглашение, которое будет регулировать эти вопросы», — отмечает Швыткин.

Фора Ванкора

Один из наиболее успешно реализуемых в крае инвестпроектов носит официальное название «Обустройство Ванкорской группы месторождений с системой внешнего транспорта нефти к сооружениям узла подключения к системе магистральных нефтепроводов ОАО «Транснефть». Общая стоимость составляет 942,3 млрд рублей полностью за счет средств инвестора (ОАО «НК «Роснефть»). Сроки реализации — 2003–2037 годы.

Ванкорское месторождение было запущено еще в 2009 году, в 2012 году здесь добыто 18 млн тонн нефти, а в наступившем году должен произойти выход на проектную мощность 25 млн тонн нефти в год.

Проект позволил также увеличить занятость в регионе: из 2458 работников ЗАО «Ванкорнефть» порядка 60% составляют жители Красноярского края, а к 2015 году их долю планируется довести до 95%. Кроме того, в рамках проекта создавались новые объекты промышленности (внутрипромысловые трубопроводы; объекты энергетического хозяйства; центральный пункт сбора нефти и т. д.), и инфраструктура (вахтовые поселки, строительство зимников, автодороги, вдольтрассовые проезды, мосты). «При этом запуск всех объектов Ванкорского проекта позволит полностью решить вопрос рационального использования газа на месторождении и довести уровень утилизации попутного нефтяного газа до 95% в 2014 году», — добавляют в правительстве края.

«Ванкор — это успешно реализуемый проект, во многом — витрина красноярских инвестпроектов. На его примере можно увидеть, как реально можно добывать в крае труднодоступные ресурсы — это может и должно заинтересовать других потенциальных инвесторов», — считает Богомолов.

Александр Воронов добавил, что «этот проект набирает объемы и выполняет все ранее принятые планы — его можно поставить в пример грамотной реализации инвестпроекта». Однако Юрий Швыткин обращает внимание, что, несмотря на успехи, не все вопросы на проекте разрешены до конца.

«Можно уверенно сказать, что проект себя оправдал, налоговые платежи растут. Однако у нас остались некоторые вопросы. Например, мы предоставили инвестору налоговые льготы, но хотели бы, чтобы и он относился с пониманием к интересам края, например, при выборе подрядчиков. Были вопросы и по рабочей силе — там работало много приезжих из ближнего зарубежья, но эту ситуацию мы смогли выправить», — рассказал Юрий Швыткин.

Континет Сибирь 12.02.2013 

Просмотров: 326 | Добавил: vopeople | Теги: Угольная отрасль России и мира | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0