Четверг, 26.12.2024, 18:52

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2012 » Август » 31 » Развитие угольной отрасли России
14:09
Развитие угольной отрасли России

Основным трендом последних недель стало развитие угольной отрасли. Сначала, 6 августа, профильное совещание в Кемеровской области провел Дмитрий Медведев. По итогам мероприятия были даны поручения всем министерствам. В частности, ведомствам поручили дополнительно рассмотреть предложения угледобывающих компаний о введении налоговых льгот для освоения угольных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, включая установление «налоговых каникул» по НДПИ на начальном этапе освоения таких месторождений. Минфину совместно с Минэнерго поручено предусмотреть бюджетное финансирование до 2018 года проектов ликвидации организаций угольной промышленности и других расходов, связанных с ее реструктуризацией, а также мероприятий по переселению семей работников из ветхого жилья (на 2013-2015 годы в совокупном объеме до 6 миллиардов рублей).

Отдельное поручение получили транспортники. Так, Федеральной службе по тарифам (ФСТ), Минпромторгу, Минэкономразвития, Минтрансу, Минэнерго совместно с «РЖД» и угольными компаниями было поручено проработать вопрос о внесении изменений в порядок расчета тарифов на перевозки грузов в привлеченных вагонах и правила их применения. Инициативы предполагают возможность введения транспортной монополией в рамках установленного ценового коридора корректирующих коэффициентов, дифференцированных в зависимости от рода перевозимого груза и направления перевозки.

На фоне ухудшения сырьевой конъюнктуры меры Кабмина призваны решить проблемы на двух основных направлениях - эффективность управления и развитие инфраструктуры. Одной из основных проблем для правительства остается рост кадрового потенциала. Впервые она была заявлена в прошлом году на апрельском совещании у Владимира Путина. Месяц назад, уже в должности президента, он подписал 112 федеральный закон (ФЗ). Документ, который вступит в силу с 10 октября 2012 года, предполагает обязательный рост квалификации руководителей угольных предприятий. Кроме того, ФЗ уточняет отдельные позиции закона «Об образовании». Предполагается дополнительно подготовить дополнительные профессиональные образовательные программы повышения квалификации и согласовать уровень профессиональной переподготовки угольщиков с Минэнерго России, Минздравсоцразвития России и Ростехнадзором. Несмотря на наличие нормативно-правовой базы, механизм повышения квалификации управленцев так и не заработал.

В вопросах инфраструктуры основной проблемой является узость экспортных коридоров. Для РФ характерна значительная удаленность поставщиков угля от водных узлов. Среднее расстояние от районов угледобычи до морских портов в России составляет 4420 км. При этом средняя дальность перевозок экспортного угля до погранпереходов России значительно ниже и составляет для различных видов угля от 2500 до 4300 км. Именно поэтому подавляющее большинство продукции (более 90%) перевозится железнодорожным транспортом. Основным реципиентом данной схемы являлось РЖД.

В отличие от морского транспорта железнодорожный в большей степени завязан на отдельных потребителей и транзитеров. Так, львиная доля российского угля экспортируемого на европейском направлении переваливается в зарубежных странах, в первую очередь в странах Балтии и Украине. При этом значительная часть добавленной стоимости конечного продукта остается у транзитера. А транспортные расходы превышают среднерыночные показатели по рынку.

Неудивительно, что для достижения базовых индикаторов долгосрочной программы развития угольной промышленности до 2030 года (рост экспорта энергетического угля до 125 млн тонн, коксующегося угля до 45 млн тонн) Кабмин предполагает развитие собственных морских терминалов. Это разгрузит железную дорогу и увеличит рентабельность в отрасли.

Спустя две недели помочь угольщикам решил Владимир Путин. Однако поддержка президента носила скорее аппаратный характер. Путин снизил давление на резидентов со стороны регуляторов. Весь прошлый год отрасль отбивалась от демаршей Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Теперь давление должно ослабеть. Напомним, ведомство Игоря Артемьева обвинило СУЭК, «Русский уголь» и «Стройсервис» в картельном сговоре. Причем топ-менеджмент бизнес-структур должен был получить реальные сроки в рамках уголовного дела, которое возбудило МВД. Демарш антимонопольной службы укрепил позиции ФАС на аппаратном направлении, но ослабил отраслевых игроков.

В рамках нового дела основной удар пришелся по СУЭК. Объектом атаки указанная бизнес-структура была выбрана неслучайно. На СУЭК ведомство Игоря Артемьева рассчитывала апробировать знаменитую 178 статью Уголовного кодекса РФ. Последняя является ключевым элементом «второго антимонопольного пакета», принятого три года назад. Данная статья при причинении ущерба в крупном размере (от 5 млн рублей) предусматривает лишение свободы до 3 лет, штраф в размере до 500 тысяч рублей или доход осужденного за два года. Именно в 5 млн рублей ФАС оценила незаконно полученный доход СУЭК и ущерб его контрагентам. Компании вменялся не легально полученный доход в крупном размере (до 3 лет, до 500 тысяч рублей штрафа), а ущерб в особо крупном размере (до 6 лет, до 1 млн рублей штрафа). Инициируя дело против угольного картеля, Игорь Артемьев укрепил аппаратные позиции в борьбе за третий антимонопольный пакет. Последний усилиями ФАС прошел парламент и вступил в силу с января этого года.

Дмитрий АБЗАЛОВ, Центр политической конъюнктуры

30 августа 2012 actualcomment.ru/article/1179

Угольная отрасль России

Просмотров: 423 | Добавил: vopeople | Теги: Развитие угольной отрасли России | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0