Организация перевозок угля
железнодорожным транспортом имеет особую значимость для Кузбасса, так как
сегодня Кемеровская область поставляет уголь не только во многие регионы
России, но и в 47 стран мира. При этом 90% перевозок осуществляется по железной
дороге.
Каждая пятая тонна груза, которая
отправляется по железным дорогам страны, идёт из Кузбасса (18% всех грузов
страны), сообщил губернатор Кузбасса Аман Тулеев на заседании Сибирского
межрегионального транспортного координационного совета по вопросам вывоза угля,
которое прошло 17 апреля в Кемерово.
В заседании приняли участие губернатор
А.Г.Тулеев, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, начальник Западно-Сибирской
железной дороги Александр Целько, депутаты Госдумы РФ, специалисты
обладминистрации и представители других регионов.
Губернатор подчеркнул, что за 15 лет
угольная отрасль Кузбасса кардинально изменилась. За эти годы в неё
инвестировано более 400 млрд рублей. Запущены в эксплуатацию 65 новых
современных угольных предприятий по добыче и переработке угля. Повышена
производительность труда в 2,4 раза - с 83 тонн на одного рабочего в 1998 году
до 203 тонн в 2011 году. В результате добыча угля выросла практически в 2 раза.
В 2011 году шахтеры региона добыли рекордный объём за всю историю угледобычи в
Кузбассе – 192 млн тонны угля. Сегодня Кемеровская область добывает 57%
российского угля и 75% наиболее ценных коксующихся марок. Таким образом,
кузбасским углем закрываются все внутренние потребности экономики страны, как в
энергетическом, так и в коксующемся угле. Более того, за счёт Кузбасса Россия
сегодня третья страна по объёму экспорта угля в мире после Австралии и
Индонезии.
Развитие железной дороги всегда шло и
продолжает идти параллельно с увеличением добычи угля. В 2002 году была принята
программа развития магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в
Кемеровской области. В целом, за 2002-2011 годы на эти цели было направлено 34
млрд рублей инвестиций, в том числе 22 млрд рублей компанией «РЖД». В
результате на средства железной дороги введены в эксплуатацию: 44 км вторых
путей на направлении Артышта–Междуреченск; удлинены приёмоотправочные пути на
20-ти станциях, проведена реконструкция сортировочной станции
Новокузнецк–Восточный, станции Артышта-2, приобретено 89 локомотивов. Полностью
модернизирована вся инфраструктура ключевых железнодорожных станций Кузбасса
(Топки, Анжерская, Тайга, Ерунаково, Прокопьевск, Промышленная).
В реализации этой программы также
приняли участие около 30 угольных компаний и промышленных предприятий Кузбасса
- Кузбассразрезуголь, ЕвразХолдинг, Южкузбассуголь, СУЭК, Кузбассуголь, Сибирский
Деловой Союз, Кузбасская топливная компания и др. Впервые за всю историю
Кузбасса они вложили в железнодорожную отрасль 12 млрд рублей, из своей
прибыли.
24 января 2012 года Правительством РФ
утверждена новая программа развития угольной промышленности до 2030 года, по
которой в ближайшие 15 лет в Кузбассе будет построено ещё 38 новых предприятий
по добыче и переработке угля. Особая роль в ее реализации отводится
железнодорожному транспорту, прежде всего, строительству и расширению инфраструктуры
и оптимизации перевозок.
Аман Тулеев отметил, что в прошлом году
в Кузбассе появились серьёзные проблемы с вывозом угля. На станциях и
подъездных путях ежесуточно простаивало более 20 тыс. единиц порожних
полувагонов. Но отгружалось в сутки около 7 тыс. В тоже время, на складах
лежало до 15 млн тонн угля, а по нормативу должно быть 6,6 млн тонн. В 2011
году только на территории Кемеровской области перевозкой грузов занимались 230
операторов, каждый из них диктовал свои условия, свой тариф.
Вместе с ОАО «РЖД» было принято решение
– сократить количество операторов в регионе с 230 до 12, то есть в 19 раз.
«Сегодняшний день показал, что этот шаг был правильным», - сказал губернатор.
Так, за первый квартал 2012 года отгружено 47,5 млн тонн угля, это на 1,2%
больше, чем в прошлом году. При плановой погрузке 7,6 тыс. полувагонов в сутки,
фактически в I квартале грузили до 8 тыс. полувагонов. Вместе с тем, на 1
апреля 2012 года на складах лежит ещё 10 млн тонн угля, то есть, в полтора раза
выше нормы.
К 2015 году встанет задача отгружать уже
214 миллионов тонн угля. И тогда в Кузбасс нужно вводить не 8 тыс. полувагонов,
как сегодня, а 10 тыс. Для решения данных задач, по мнению губернатора,
необходимо, чтобы вагоны шли по спланированным маршрутам, согласованным между операторами,
железной дорогой и угольщиками.
Кроме того, требуется пересмотреть
нормативную базу по срокам доставки грузов, которая утверждена еще в далеком
1951 году. Сейчас техническое оснащение железной дороги принципиально другое:
мощные локомотивы, система полной автоматизации, компьютеризация, а сроки
доставки грузов остались такими же, как и 60 лет назад.
Еще одно направление, на котором
заострил внимание губернатор – это включение Кемеровской области в
Госкорпорацию развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. Задача этой
организации – реализация инвестиционных проектов в топливно-энергетическом комплексе,
металлургии и на транспорте. Для Кузбасса эти направления – ключевые. Крупные
холдинги (Евраз, СУЭК, УГМК, Мечел и др.) активно инвестируют средства в
строительство железнодорожной инфраструктуры и угольных терминалов в портах,
где находятся самые ёмкие и быстро растущие рынки для кузбасских грузов. Но
пропускная способность железных дорог в этом направлении сегодня не отвечает
потребностям региона. С включением Кузбасса в Госкорпорацию появится
возможность получить средства на развитие Транссиба и БАМа, - подытожил свое
выступление Аман Тулеев.
Владимир Якунин отметил необходимость
инвестиций для снятия инфраструктурных ограничений, подчеркнув, что «только на
развитие Байкало-Амурской и восточной части Транссибирской магистрали до 2020
года потребуется 918 млрд рублей в ценах прошлого года». Позитивным примером
совместного подхода к решению общих задач является подписанное 24 января 2012
года в Кемерово соглашение, консолидирующее интересы государства, грузоотправителей
и ОАО «РЖД» в области развития железнодорожной инфраструктуры под гарантированные
в долгосрочной перспективе объемы перевозок грузов, которое определяет четкий алгоритм
мер по обеспечению синхронного развития инфраструктуры железных дорог и других
отраслей экономики.
Владимир Якунин озвучил ряд мер,
направленных на увеличение пропускных способностей железных дорог. Необходимо
заключить долгосрочные двухсторонние соглашения между ОАО «РЖД» и
грузоотправителями, гарантирующими определенные объемы перевозок; на основе
данных об объемах перевозок определить наиболее «узкие» инфраструктурные места
и необходимые мероприятия для увеличения их пропускной и перерабатывающей
способности с учетом планируемого развития регионов; оценить эффективность
инвестиционных проектов ОАО «РЖД», подготовить комплексные инвестиционные проекты
по развитию территории региона на условиях государственно-частного партнерства
за счет бюджетных ассигнований.
Начальник Западно-Сибирской железной
дороги предложил «для реализации «Генеральной схемы развития железнодорожного
транспорта ОАО «РЖД» на 2015 и 2020 годы» подготовить обращение в Правительство
о необходимости оказания государственной поддержки для устранения «узких» мест
и повышения пропускных способностей инфраструктуры.
В рамках решения вопросов вывоза грузов
участникам заседания предложен комплекс мер, в частности, рекомендовать
руководителям угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий обеспечить равномерное
предъявление груза к перевозке в течение 2012 года; продолжить работу в части
заадресовки порожних полувагонов в Кузбасс с учетом особенностей технологии
работы Западно-Сибирской железной дороги в рамках заключенных с грузоотправителями
и операторами подвижного состава соглашений; продолжить дальнейшую оптимизацию
количества операторов (собственников) подвижного состава, работающих на
основных углепогрузочных станциях для недопущения образования излишка порожнего
подвижного состава; при планировании объемов погрузки сбалансировать объем
ремонта инфраструктуры магистрального и промышленного железнодорожного
транспорта и предприятий.
Energyland 18.04.2012
Угольная отрасль России, новости угольной промышленности, добыча угля
|