"Ъ" стали известны детали
планов Руслана Байсарова по разработке одного из крупнейших в России
Элегестского угольного месторождения. К 2016 году подконтрольная бизнесмену
Тувинская энергетическая промышленная корпорация (ТЭПК) хочет довести уровень
добычи до 5 млн тонн угля в год, затем — до 15 млн тонн. Общий объем вложений с
учетом железной дороги, морского терминала и электростанции в Туве составит $9
млрд. ТЭПК надеется на кредиты ВЭБа и Сбербанка, сама готова финансировать до
25%. При текущих ценах на уголь проект может окупиться за 20 лет, но потребление
угля в России падает, и ТЭПК будет сильно зависеть от экспортных рынков.
Сегодня Тувинская энергетическая
промышленная корпорация Руслана Байсарова получит лицензию на разработку
Элегестского угольного месторождения с запасами около 1 млрд тонн коксующегося
угля (ТЭПК была единственным претендентом на конкурсе 26 апреля). Как рассказал
"Ъ" сам бизнесмен, ТЭПК намерена добывать на месторождении более 15
млн тонн угля в год, на этот объем компания будет постепенно выходить с 2017
года по завершении строительства железной дороги Элегест—Кызыл—Курагино. По
условиям лицензии, выход на проектную мощность должен состояться в течение
шести с половиной лет, то есть к ноябрю 2019 года.
Элегест может стать вторым крупнейшим
проектом по добыче коксующегося угля в России после разработки
"Мечелом" Эльги, где к 2018 году планируется добывать 18 млн тонн
угля в год. Разработка Элегеста должна начаться уже в 2013 году (планируется
добыть 200-300 тыс. тонн угля), к 2016 году ТЭПК рассчитывает выйти на добычу 5
млн тонн угля, которые будет перевозить автотранспортом. В проектирование и
строительство ГОКа ТЭПК планирует вложить 45 млрд руб. Инвестиции в железную
дорогу Элегест—Кызыл—Курагино (410 км, должна соединить месторождение с
Транссибом) оцениваются в 195 млрд руб., ее пропускная способность составит до
27 млн тонн в год. Соглашение о строительстве ветки ТЭПК подписала в феврале с
Минтрансом, правительствами Тувы и Красноярского края. Руслан Байсаров говорит,
что ветка позволит перевозить также уголь с разрабатываемых в Туве
месторождений "Северстали" и Evraz (мощности их проектов после 2018
года — 7 млн и 7,5 млн тонн угля в год соответственно). Раньше компании
рассматривали возможность консорциума для строительства железной дороги, однако
в конце 2012 года отказались от этой идеи.
По словам господина Байсарова, в
строительство ГОКа и железной дороги ТЭПК сама намерена вложить 25% средств и
привлечь кредиты под госгарантии. Предварительные переговоры проведены с ВЭБом
и Сбербанком, детальные начнутся в августе. В Сбербанке и ВЭБе отказались от
комментариев, но источник, близкий к госкорпорации, подтвердил факт
переговоров. Для строительства порта и ТЭС также будут привлекаться заемные
деньги, но пока нет определенности, в каких пропорциях и у каких банков,
пояснил "Ъ" представитель господина Байсарова.
Руслан Байсаров говорит, что ТЭПК будет
экспортировать уголь в Южную Корею, Китай и Японию, а в перспективе — в Индию.
По словам бизнесмена, уже прошли переговоры с рядом китайских и южнокорейских
потребителей. Господин Байсаров участвовал в российской делегации, посетившей
Китай в апреле, добавил собеседник "Ъ", знакомый с ее составом. Для
экспорта угля ТЭПК за 15 млрд руб. построит к 2017 году терминал в порту Ванино
мощностью перевалки 15 млн тонн угля в год (первая очередь на 3,5 млн тонн
будет запущена в 2015 году).
Кроме того, "для обеспечения
функционирования месторождения и ГОКа, а также снабжения теплом населения
Тувы" ТЭПК построит в республике угольную ТЭС мощностью 200 МВт, рассказал
господин Байсаров. Вложения оцениваются в 9 млрд руб., ввод в эксплуатацию
намечен на 2016 год. Годовые потребности станции в угле составят 200 тыс. тонн,
поставлять его будет сама ТЭПК, так как в запасах Элегеста есть 15 млн тонн
энергетических углей. Местные власти не раз просили крупных инвесторов,
приходящих в республику, построить новую станцию вместо единственной в столице
старой и проблемной Кызылской ТЭЦ. Участники рынка рассказывали "Ъ" в
марте, что тувинские власти инициировали внеплановые проверки Росприроднадзором
выполнения условий лицензионных соглашений у работающих в республике структур
Evraz, "Северстали" и En+, чтобы подтолкнуть компании к постройке
ТЭС. Теперь решать энергетические проблемы Тувы будет ТЭПК.
Общие вложения ТЭПК в Элегестский
проект, таким образом, составят около $9 млрд, которые компания планирует
окупить за 15 лет. Олег Петропавловский из БКС считает более реалистичным срок
окупаемости 20 лет, если оценивать проект исходя из текущих цен на уголь. В
Туве качественный уголь, который требует минимального обогащения, отмечает
аналитик, поэтому себестоимость добычи низкая. Так, "Северсталь"
прогнозирует ее на участке Центральный Улуг-Хемского бассейна на уровне $20 за
тонну. Получается, себестоимость продаж угля на условиях CFR в Китай у ТЭПК может
составить $115, если везти уголь к Транссибу автотранспортом, и $70, когда
будет построена железная дорога. Это 30% рентабельности даже в первом случае,
ведь сейчас цены подобных контрактов достигают $150 за тонну, говорит господин
Петропавловский. Но, добавляет он, ТЭПК будет полностью зависеть от
высококонкурентных экспортных рынков, ведь потребление коксующегося угля в
России будет, скорее всего, падать за счет перехода на новые технологии,
позволяющие снизить расход кокса на четверть.
Коммерсантъ 13.05.2013
|