Вопреки логике реформы железнодорожного
транспорта «Российские железные дороги» ищут способы не упустить управление
перевозками из своих рук. Монополия предложила крупнейшим угледобывающим и
металлургическим компаниям опробовать новую схему работы, при которой она сама
будет управлять универсальным вагонным парком компаний. По мнению РЖД, такой
подход позволит избежать чрезмерного роста нагрузки на инфраструктуру, а
значит, и снизит цены. Сами компании пока опасаются обратного.
С полной передачей во Вторую грузовую
компанию (ВГК, зарегистрирована 1 октября) инвентарного парка вагонов РЖД
должен завершиться так называемый третий этап реформирования железнодорожного
транспорта, итогом которого станет «отчуждение перевозчика от оперирования
грузовыми вагонами». И хотя реформы предполагают создание конкурентного рынка
операторов к 2015 году, монополия опасается, что без единой системы управления
частный парк будет расти быстрее, чем того требует рост объема перевозок и
может обеспечить инфраструктура. В частности, одной из причин может стать то,
что наличие большого количества операторов приведет к росту порожнего пробега.
РЖД предлагают грузовладельцам не дожидаться этого, а уже сейчас опробовать
новую схему, по которой операторские функции возьмет на себя Центр фирменного
транспортного обслуживания (ЦФТО) РЖД.
Вчера глава РЖД Владимир Якунин и
топ-менеджеры таких компаний, как «Кузбассразрезуголь», Rusal, «Мечел»,
Новолипецкий меткомбинат, СУЭК, Evraz и др., обсудили новую схему и
договорились согласовать соответствующий меморандум о сотрудничестве, чтобы ее
опробовать. Запустить пилотный проект планируется в ноябре. Предполагается, что
РЖД будут осуществлять перевозки по заявкам грузоотправителей, используя при
этом арендованный парк частных собственников. Договоры на перевозки будет
заключать ЦФТО, который при этом заключит агентские договоры с операторскими
компаниями. Как поясняют в монополии, снижение нагрузки на инфраструктуру
должно привести к снижению цен.
Ситуация с грузоперевозками сейчас
похожа на московские пробки, говорит эксперт Института проблем естественных
монополий Игорь Куротченко. «Пока все пользовались общественным транспортом,
проблем не было, но с ростом числа частных авто город встал, — поясняет он. —
Среднесуточная погрузка сейчас на уровне 2004—2005 года, хотя парк вагонов
вырос с 860—900 тыс. до 1 млн штук». По его словам, если бы все перевозки
выполнялись под единым управлением, то дефицита вагонов и пробок не было бы.
«Предложения РЖД позволят ликвидировать некое «броуновское движение» частных
порожних вагонов», — считает Игорь Куротченко.
Правда, из грузоотправителей однозначно
о поддержке инициативы РЖД высказались только в Rusal. «Новая модель
взаимодействия будет означать для нас дальнейшую оптимизацию логистических
схем, а значит, позволит сократить сроки доставки продукции нашим
потребителям», — отметили в компании. Представители других компаний
воздержались от комментариев. Источники РБК daily, знакомые с ходом совещания,
говорят, что грузовладельцы как собственники вагонов опасаются, что не смогут
прийти к согласию о единой стоимости их использования. Кроме того, услуги РЖД
по объединению операторской работы окажутся небесплатными, что также скажется
на стоимости перевозок.
Источник: rbcdaily.ru 06.10.2010 |