После неудач с проектами угольного
терминала на морях Атлантики и Северного Ледовитого океана.
Кемеровская холдинговая компания
"Сибирский деловой союз” (СДС) приступила к реализации очередного проекта
собственного угольного порта. На этот раз она планирует построить терминал по
перевалке 20 млн т угля в год в бухте Суходол Уссурийского залива, на юге
Приморского края. Аналитики оценивают проект в $350 млн. Три предыдущие попытки
холдинга, предпринятые на побережье морей Атлантического и Северного Ледовитого
океанов, по разным причинам результата не дали.
СДС будет строить на тихоокеанском
побережье угольный терминал мощностью 20 млн т в год, сообщил вчера в Кемерове
президент СДС Михаил Федяев. Собственная портовая компания холдинга — ООО
"Морской порт Суходол” — была учреждена ЗАО ХК "Сибирский деловой союз” в
декабре прошлого года в деревне Романовка Шкотовского района Приморского края.
Как пояснил вчера президент СДС Михаил Федяев, компания приобрела землю под портовый
терминал, в настоящее время идет подготовка проектно-сметной документации.
В обзоре последних инвестпроектов РФ,
подготовленном санкт-петербургской консалтинговой компанией "Профессиональные
комплексные решения”, указано, что новый морской порт в Шкотовском районе
планируется построить "после передачи земель Минобороны муниципалитету”, при
этом проектирование порта осуществляет ООО "Морской порт Суходол”, а
финансирование — ОАО "Холдинговая компания „СДС-Уголь"” (отраслевое
подразделение СДС). Получить комментарии в администрации Шкотовского района
вчера не удалось, так как чиновник, знакомый с проектом, был в отъезде.
Господин Федяев пояснил, что участок был приобретен "из других земель, не
Министерства обороны, от которого передачи земель так и нет”. По его данным,
действительно, в районе бухты Суходол есть неиспользуемый, заброшенный военный
городок и аэродром в состоянии "после войны — на бывшей взлетно-посадочной
полосе деревья выросли”.
Оценивать сроки и стоимость портового
проекта президент СДС не стал, лишь сообщил, что мощность 20 млн т в год — "это
только наши хотелки, нужно еще расширение пропускной способности
железнодорожной инфраструктуры на Дальнем Востоке”. В этом году ХК "СДС-Уголь”
планирует увеличить добычу угля на 3,4 млн т, до 28,6 млн т. "Этот прирост
планируем направлять в западном экспортном направлении, так как на нашем
Дальнем Востоке действуют сильные ограничения в логистике”, — пояснил вчера
господин Федяев.
Руководитель исследовательского
агентства InfraNews Алексей Белобородов оценил стоимость строительства порта
мощностью 20 млн т угля в год в $350 млн. По его мнению, "Российские железные
дороги” (РЖД) должны будут пойти навстречу СДС при реализации данного проекта,
в том числе и в вопросе расширения пропускной способности, поскольку "компании,
подобные СДС, СУЭК и "Кузбассразрезуглю” (КРУ), — это главные грузоотправители”.
Однако вывозу угля препятствует слабое развитие железнодорожной инфраструктуры
в азиатской части России. Как сообщал на совещании в Кемерове в апреле 2012
года президент РЖД Владимир Якунин, на устранение узких мест на восточном
направлении вывоза угля требуется 918 млрд руб. до 2020 года.
С 2004 года СДС трижды пытался построить
собственные угольные терминалы: на Балтике в порту Усть-Луга в Ленинградской
области, на Баренцевом море в районе Мурманска и на берегу Малого Аджалыкского
лимана в черноморском порту Южный на Украине. По разным причинам эти проекты
пока не принесли результата. На стадии реализации остается только один из них —
совместный с КРУ, в бухте Лавна под Мурманском. Новый проект СДС начал не в
самое благоприятное для экспортеров угля время. По данным губернатора Кузбасса
Амана Тулеева, цены на это сырье в 2012 году упали на 35-40%. Кроме того,
угольщики отметили рост конкуренции. Так, уже в этом году гендиректор ООО
"УГМК-Холдинг” (управляющая организация КРУ) Андрей Козицын отмечал, что на
европейский рынок пошел американский уголь, вытесняемый с рынка США местным
сланцевым газом. Впрочем, по мнению губернатора Тулеева, снижать объемы
поставок угля на экспорт угольщики Кузбасса не должны, чтобы не потерять
международные рынки.
В настоящее время собственными портами,
которые переваливают кузбасский уголь, владеют ОАО "Мечел” (ОАО "Ванинский
морской торговый порт”, ОАО "Порт Посьет”), ОАО "Сибирская угольная
энергетическая компания” (Ванинский балкерный терминал в бухте Мучке), группа
"Талтэк” (ООО "Кандалакшский морской торговый порт”). Кроме того, считаются
подконтрольными акционерам ОАО УК "Кузбассразрезуголь” крупнейшие угольные
порты России — ОАО "Ростерминалуголь” в Усть-Луге и ОАО "Порт „Восточный"” в
Находке. ООО "Угольная компания „Заречная"” владеет Балтийским угольным
терминалом в латвийском Вентспилсе. Кроме того, в 2005-2007 годах кузбасский
холдинг "Сибуглемет” пытался построить угольный терминал в бухте Суходол, но на
территории города Большой Камень, однако его власти в 2007 году приняли новый
генплан, который исключил возможность строительства угольного порта в городской
черте.
[22 февраля 2013 года ] [
Коммерсант-Иркутск, №33, 22 февраля 2013 ] |