В нем принял участие руководитель службы
Н.Г.Кутьин (Николай Георгиевич). Участники совещания - руководство
обладминистрации, Центрального аппарата и территориальных управлений
Ростехнадзора из угольных регионов России, федеральных органов исполнительной
власти Кемеровской области, собственники и руководители угольных предприятий
региона. Они обсудили перспективы развития угольной отрасли, задачи и
предложения по улучшению состояния безопасности, совершенствование нормативной
базы, состояние противоаварийной защиты угольных шахт и готовность ВГСЧ к
ликвидации аварий, научную деятельность и др.
Как сообщил первый заместитель
губернатора В.П.Мазикин (Валентин Петрович), в соответствии с утвержденной
«Стратегией развития угольной промышленности Кузбасса до 2025 года» прогнозируется
стабильный ежегодный рост объема добычи угля. В этом году планируется добыть
190 млн тонн. К 2025 году объем добычи составит 260 млн тонн. При этом за 15
лет в регионе придется закрыть 25 шахт и разрезов, в тоже время по планам
угольных компаний намечается ввести в эксплуатацию 22 новых угледобывающих
предприятия. Развитие угольной отрасли кузбасские власти связывают в первую
очередь с внедрением новых технологий, не только в добыче угля, но и в его
переработке, с созданием продукта с высокой добавленной стоимостью.
Для развития отрасли кузбасские власти
предлагают гарантировать за счет средств компаний - недропользователей
финансирование мероприятий по консервации объектов добычи угля, ликвидации
последствий аварий на шахтах и рекультивации земель. Министерство природных
ресурсов и экологии разработало проект программы создания ликвидационных фондов
для финансирования работ по ликвидации, консервации угледобывающих предприятий.
Однако, по новым шахтам, если провести расчеты согласно разработанному проекту,
амортизационные накопления закроют в лучшем случае затраты на ликвидацию горных
выработок лишь на 10-15 процентов, а по старым шахтам формирование фонда будет
просто мизерно, и к тому же на его создание просто нет времени. Этот проект
требует доработки, считают кузбасские власти и предлагают рассмотреть
возможность частно-государственного партнерства, при котором собственник
возьмет на себя выполнение технических работ, а государство - решение социально
значимых вопросов: трудоустройства, переобучения, содействия в приобретении
жилья взамен расположенного на подработанных территориях, пенсий, пайкового
угля.
Если существует опасность для подземных
угольных предприятий, соседствующих с ликвидируемой шахтой, для жителей и
окружающей среды, значит, ликвидируемая шахта как опасный производственный
объект подлежит регистрации в государственном реестре, и должна остаться
поднадзорной Ростехнадзору до подписания акта ликвидации. Предлагается поручить
ведение федерального надзора за ликвидируемыми шахтами как опасными
производственными объектами Южно-Сибирскому управлению Ростехнадзора, а
администрация Кемеровской области обязуется оказывать содействие ведомству.
Немаловажный вопрос - утверждение и ввод
в действие разработанных и представленных в Ростехнадзор на утверждение рабочей
группой Кузбасса нормативно-технических документов (инструкций по
проветриванию, дегазации, борьбе с угольной пылью и изоляции горных выработок).
Благодаря Н.Г.Кутьину с его назначением руководителем Ростехнадзора процесс
сдвинулся с мертвой точки. Ожидается, что в ближайшее время документы будут
утверждены и введены в действие. Их давно ждут производственники и
проектировщики, которым надо строить высокотехнологичные угольные предприятия,
увеличивать нагрузки на очистной забой, применяя высокопроизводительную
технику.
Стоит отметить, что в октябре 2008 года
было подписано соглашение между администрацией Кемеровской области и
Ростехнадзором, подписи под документом поставили губернатор А.Г.Тулеев и
руководитель службы Н.Г.Кутьин. Соглашение позволило наладить сотрудничество
администрации области и Ростехнадзору в вопросах модернизации производства,
развития энергетики, необходимых денежных вложений в безопасность и техническое
перевооружение предприятий, выработки мероприятий по улучшению надзорной
деятельности, повышению уровня промышленной безопасности в целях недопущения
травматизма и аварийности, сохранения жизни и здоровья людей.
АКО 07.11.2011
|