Российские порты продолжают прирастать углем и зерном, если оставить за
скобками нефть. В то же время, непредсказуемо тяжелая засуха привела к тому,
что Минсельхоз России был вынужден снизить прогноз по экспорту зерна на 2010 г.
на 2,5 млн т., а из-за аварии на "Распадской" возник дефицит
энергетического угля.
Утомленные солнцем
По данным Ассоциации морских торговых портов, за январь-май 2010 г.
объем перевалки угля в морских портах страны вырос на 13,8% - до 26,98 млн т.,
зерна на 1% - до 8,6 млн т.
В
регионах Приволжского, Уральского и Центрального федеральных округов РФ
царствует засуха, и уже 12 регионов в связи с этим объявили чрезвычайную ситуацию.
Минсельхоз в прогнозе объема производства зерна уже закладывал последствия
засухи, однако она оказалась сильнее, чем предполагалось - сильнее на 5 млн т.
Таким образом, прогноз министерства теперь составляет 85 млн т. произведенного
зерна в 2010 г. и 20 млн т. экспортного потенциала. Ситуация с засухой
демонстрирует, насколько экспортный потенциал зерновых зависит от капризов
природы.
Для того, чтобы обработать 20 млн т. зерна в год, действующих портовых
мощностей вполне достаточно. В то же время, в России заявлено множество крупных
инвестиционных проектов в области развития инфраструктуры для экспорта зерна
через морские порты страны.
Одна только государственная "Объединенная зерновая компания"
(ОЗК) планирует инвестировать 22 миллиарда рублей в развитие российских морских
зерновых терминалов. По словам генерального директора компании Сергея Левина,
планируется увеличение пропускной способности по зерну портов в
Азово-Черноморском бассейне на 10-15 млн т. в год, на Дальнем Востоке на 4-5
млн и на Балтике - до 3 млн т.
В
частности, в Новороссийске планируется модернизация зернового терминала с
увеличением годовой перевалки до 5 млн т. в год, строительство нового глубоководного
терминала с возможностью перевалки до 8-9 млн т. в год в порту Тамань, строительство
сети речных зерновых терминалов на Волге и на Дону с объемом перевалки до 3 млн
т. в год. Для выхода на мировые рынки сибирского зерна планируется развитие
соответствующих терминалов в портах Дальнего Востока. Совместно с "Базовым
элементом", "Сахо", Itochu и Mitsui прорабатываются проекты
строительства терминалов в портах Ванино, Находка и Восточный. На Северо-Западе
совместно с ОАО "Компания "Усть-Луга" прорабатывается проект
строительства терминала в порту Усть-Луга.
Планы создания мощностей по перевалке зерна существуют и у Владивостокского
морского торгового порта, который в настоящее время строит специализированный
терминал по перевалке зерновых грузов мощностью в 3 млн тонн в год.
По мнению Сергея Левина, реализация проектов ОЗК даст возможность увеличения
объемов экспортных поставок и откроет новые направления для экспорта зерна, откроет
новые рынки сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе в Южной Америке.
Таким
образом, если будут реализованы все заявленные проекты, возможности по
перевалке зерна в российских портах, как минимум, удвоятся. Однако не будут ли
они при этом простаивать полупустыми и не уйдут ли инвестиции, в том числе,
государственные, "в песок" - вопрос открытый.
Правительство не даст погореть
С
углем имеются свои проблемы. Это повторяющиеся случаи аварий на шахтах, самой
громкой из которых стала авария на "Распадской", приведшая к
возникновению дефицита энергетического угля, что демонстрирует необходимость
дополнительных инвестиций в отрасль.
На
последнем заседании президиума правительства РФ был озвучен комплекс мер,
которые намерено предпринять государство в угольной отрасли. Так, предполагается
создать при правительственной комиссии по вопросам ТЭКа межведомственную
рабочую группу по вопросам развития угольной отрасли. В сфере комплексного освоения
новых месторождений, обеспечения баланса внутреннего потребления и экспорта
угля, а также учета логистики поставок дано поручение подготовить комплексную
программу лицензирования угольных месторождений.
Также
поручено подготовить предложения по развитию комплексной системы технического
регулирования в угледобывающей отрасли по вопросам, касающимся требований к горнотранспортному,
горношахтному оборудованию и внедрению на всех шахтах многофункциональной
системы контроля с возможностью определения местоположения шахтеров.
В
настоящее время закончена подготовка к вводу в эксплуатацию Эльгинского
месторождения, которое планируется запустить в эксплуатацию в ноябре 2010 г.
Запасы месторождения составляют 2,1 млрд т. угля. Ожидается что его разработка
позволит снизить дефицит, вызванный аварией на "Распадской".
Даже
несмотря на имеющиеся проблемы, а также признаки замедления роста мировой
экономики, все же можно прогнозировать рост спроса на уголь в долгосрочной
перспективе. Другое дело, что будут ужесточаться требования к экологической и
технологической безопасности операций с углем.
В
связи с этим очевидно, что существующие мощности по перевалке угля в России
недостаточны.
Отметим в этой связи, что в России продолжают развиваться портовые
мощности по перевалке угля. В частности, в активную фазу реализации выходит
проект строительства порта Лавна в рамках Мурманского транспортного угля,
планируется увеличение объемов перевалки угля в Высоцке, происходит
модернизация соответствующего оборудования в порту Мурманск и других.
Для
увеличения экспорта угольной продукции Минтрансу России и иным органам исполнительной
власти поручено проработать вопросы развития угольных терминалов экспортного
направления как на Дальнем Востоке, Северо-Западе, так и на побережье Черного
моря.
Отметим, что Россия не только экспортирует, но и импортирует уголь. Так,
"Мечел" завозит уголь жирных марок из США через собственный терминал
в порту Темрюк.
При
этом «Мечел» планирует организовать поставки угля из Америки на регулярной
основе как для собственных нужд, так и для продажи на свободном рынке. Так, 1
июля 2010 г. в порту Norfolk загружено уже второе судно класса Panamax углем
производства «Мечел-Блустоун».
В
настоящее время «Мечел-Блустоун» скорректировал свой производственный план и
увеличил добычу углей, способных заместить дефицитные на российском рынке
жирные (высоколетучие) марки.
PortNews 07.07.2010 |