Инвестиционная привлекательность
украинских угледобывающих предприятий, принятие закона об особенностях их
приватизации, аренда и концессия, роль частного инвестора,
государственно-частное партнерство — эти и другие вопросы обсуждались в ходе
круглого стола "Инвестиции в угледобывающую отрасль Украины" в рамках
международной конференции "Уголь СНГ 2012".
Законодательная база
Ряд шагов по реформированию угольной
отрасли Украины был осуществлен в 2010-2011 гг. В частности, государственные
угледобывающие предприятия разделены по уровню инвестиционной
привлекательности, разработаны необходимые законопроекты по вопросам
приватизации — "О внесении изменений в Закон Украины "О перечне объектов
права государственной собственности, не подлежащих приватизации" и
"Об особенностях приватизации угледобывающих предприятий Украины".
Созданы региональные предприятия,
отвечающие за закрытие шахт. Отменено требование о закупке энергетического угля
предприятиями государственной тепловой генерации только у ГП "Уголь
Украины". Разработана и утверждена Концепция перехода на биржевую форму
продажи угля. Либерализован импорт угля и поставки горно-добывающей техники.
Закон "Об особенностях приватизации
угледобывающих предприятий Украины" Верховная Рада Украины 13 марта т.г.
приняла в первом чтении. "Этот закон пытались разработать и принять около
пяти лет. Были разные версии — как либеральные, так и консервативные. По моему
мнению, принятый законопроект — это золотая середина", — отметил начальник
отдела проведения экономических реформ Минэнергоугля Максим Немчинов.
По его словам, принятый законопроект
имеет ряд важных особенностей, которые могут способствовать привлечению
инвесторов. В частности, предусматривается, что до завершения приватизации
угледобывающих предприятий для них сохраняются существующие условия оплаты
потребленной электроэнергии (класс потребления э/э). "Было очень много
противников этого. Но мы понимаем, что если поднять этим предприятиям тарифы на
электроэнергию, это только усугубит их экономическое положение", — сказал
М.Немчинов.
Второй важный момент — введение
моратория на исполнительное производство и возбуждение дел о банкротстве в
течение трех лет с момента завершения приватизации. Но это касается только
долгов, которые были сформированы на момент завершения приватизации.
Третья особенность — переоформление на
инвестора действующих специальных разрешений на добычу полезных ископаемых
(лицензий) без проведения аукциона. По мнению М.Немчинова, это тоже
положительный сигнал для инвесторов.
Особым условием приватизации,
закрепленным в законопроекте, является полная продажа всех акций, которые
принадлежат государству. "Не будет больше ситуаций, когда в
госсобственности остается 25% акций, государство недополучает деньги от
приватизации, а влиять на управление предприятием практически не может. То есть
приватизация проходит неэффективно", — отметил чиновник.
М.Немчинов предполагает, что большинство
украинских угледобывающих предприятий будут приватизироваться путем продажи на
инвестиционном конкурсе (за символическую сумму — 1 грн), главным критерием
победы в котором является максимальный объем инвестиций в денежном выражении.
Для этого способа приватизации еще предстоит разработать подзаконные
нормативно-правовые акты. Вместе с тем, наиболее перспективные предприятия
будут продаваться на аукционах за "живые деньги", при этом
планируется разработать новую методику оценки их стоимости.
ДТЭК — лидер или монополист?
"Мировой опыт свидетельствует, что
ведущие угольные компании мира инвестируют в среднем $5.7 на 1 т добываемого
угля: минимальные инвестиции составляют около $2 на 1 т, максимальные — $17 на
1 т", — отметил советник директора по добыче и обогащению угля ДТЭК Юрий
Чередниченко.
По оценкам ДТЭК, в Украине инвестиции до
$10 на 1 т позволяют осуществлять простое воспроизводство, $15 на 1 т —
расширенное. Уровень инвестиций ДТЭК в свои угледобывающие активы в 2011-2012
гг. составляет около $15 на 1 т. По словам Ю.Чередниченко, на величину
инвестиций влияет множество факторов — состояние основных фондов, объем запасов
(вскрытых, подготовленных, готовых к выемке и др.), а также задачи, которые
ставит перед собой инвестор.
Председатель наблюдательного совета ЧАО
"ГОФ "Краснолучская" Игорь Лиски высказал опасения, что ДТЭК
постепенно становится монополистом на украинском рынке, и это может стать одним
из рисков для других инвесторов.
М.Немчинов возразил, что этот вопрос
находится под контролем Антимонопольного комитета, который предоставляет
разрешения на приватизацию, передачу в аренду или концессию угольных активов.
"Что же касается Минэнергоугля, то я не считаю, что министерство
предоставляет ДТЭК какие-то преференции. У этой компании есть желание
инвестировать в угольную промышленность Украины, а у остальных, к сожалению, не
наблюдается такого комплексного подхода", — считает чиновник.
Директор по добыче и обогащению угля
ДТЭК Андрей Смирнов, в свою очередь, напомнил, что в конкурсе на передачу в
концессию ГП "Свердловантрацит" и "Ровенькиантрацит" у ДТЭК
был достаточно серьезный конкурент — группа "Донецксталь", имеющая в
своем составе шахту "Красноармейская-Западная №1" — одну из лучших
шахт в Украине.
Но ДТЭК предложил в конкурсе лучшие
условия по объемам инвестиций. В частности, по словам А.Смирнова, в 2012 г.
ДТЭК инвестирует в концессионные предприятия около 1.4 млрд грн, что составляет
примерно 100 грн на 1 т добываемого угля (около $12/т). "Эти инвестиции
выше, чем в угольных компаниях таких европейских стран, как Польша, Чехия и ряд
других", — отметил топ-менеджер.
В "Добропольеуголь", которое
находится у ДТЭК в аренде, ситуация на сегодняшний день достаточно тяжелая,
поскольку оно в свое время было разделено на части. А.Смирнов сообщил, что
инвестиции ДТЭК в это предприятие в 2012 г. составят 550 млн грн, или около 120
грн ($15) на 1 т добываемого угля.
Комментируя дальнейшие планы ДТЭК по
приватизации, А.Смирнов заявил: "Сегодня энергогенерирующие мощности,
которые приобрела компания, почти полностью обеспечены необходимым объемом
углей газовых марок. Но для того, чтобы не "почти", а на 100% мы были
гарантированно обеспечены углем, может, с небольшим профицитом, не хватает 2-3
млн т в год. Поэтому, если будет объявлена приватизация отдельных шахт, то
некоторые нам будут действительно интересны. Например, шахта
"Южнодонбасская-3", где можно довести объем добычи до 3 млн т. Но это
возможно, если приватизация пойдет в разумные сроки, а не через 5-10 лет".
В то же время предприятия, добывающие
антрацитовые марки углей, не интересуют компанию.
Западные средства
"Ключевой момент — привлечь
финансовые средства, а для этого нужно завоевать имя и положение", —
отметил А.Смирнов и напомнил, что именно благодаря кредитам иностранных банков
компания ДТЭК смогла выиграть приватизационные конкурсы по ПАО
"Западэнерго" и "Днепроэнерго" и конкурс на концессию ГП
"Свердловантрацит" и "Ровенькиантрацит".
По мнению И.Лиски, кроме ДТЭК, больше ни
у кого в Украине нет достаточных финансовых ресурсов для работы в угольной
отрасли. К примеру, строительство хорошей шахты обходится как минимум в $100
млн. Ни один украинский банк не может предоставить такой кредит частной
компании. Поэтому, по его мнению, остается только вариант привлечения
"длинных" западных денег.
Представитель генеральной дирекции по
вопросам энергетики Еврокомиссии Мэрион Вилдэ подчеркнула, что западные
инвесторы придут только при полной открытости и прозрачности в отрасли. "Я
знаю, что правительство Германии уже столкнулось с проблемой получения
информации об украинских шахтах", — сказала она. Необходима также
либерализация угольного рынка, внедрение биржевой торговли.
Помимо вышеперечисленного, многое еще
нужно сделать для устранения "забюрократизированности". Например, как
отметил И.Лиски, только для того, чтобы посмотреть на интересующую его шахту,
инвестор должен получить около 20 разрешений и согласований — с профсоюзами,
местными властями и т.д., вплоть до СБУ.
Провести такие согласования иностранному
инвестору очень трудно. По мнению И.Лиски, нужно переходить к практике
"единого окна" при прохождении процедур, сопровождающих приватизацию.
А.Смирнов отметил, что компания ДТЭК тоже сталкивалась с аналогичными
проблемами.
Учредитель Sadovaya Group Александр
Толстоухов уверен, что привлечь инвестиции в украинскую угольную промышленность
— реально. "Возможно, западные инвесторы пока не рискнут. Это будут
компании либо подобные нашей, либо российские. Sadovaya Group доказала, что
работая даже с полностью убыточными шахтами, можно привлекать инвестиции в
угольную отрасль", — заявил А.Толстоухов. По его словам, в Украине
остались еще интересные шахты, где можно добиться хороших показателей.
В 2012 г. Sadovaya Group начала
сотрудничать с немецкой компанией RAG Mining, которая, возможно, будет
осуществлять поставки оборудования на шахты Sadovaya Group и предоставлять
консультационные услуги по проектированию работ. В середине апреля
представители Sadovaya Group собираются поехать в Германию, чтобы ознакомиться
с построением производственных процессов на шахтах и обогатительных фабриках
RAG Mining. А.Толстоухов отметил, что эта компания добилась больших возможностей
по добыче угля — "сколько хотят, столько и производят".
Диалог власти и бизнеса
М.Немчинов уверяет, что Минэнергоугля
делает все возможное, чтобы претворять реформы в жизнь, но сталкивается с
большим сопротивлением определенного лобби. По его словам, очень тяжело далось
провести в законопроект "Об особенностях приватизации…" положение о
ликвидации дотаций для частных угледобывающих предприятий. Кроме того, есть
много противников ликвидации ГП "Уголь Украины". Если первоначально
ставилась задача ликвидировать эту структуру до конца 2012 г., то теперь срок
перенесен до конца 2015 г.
Представитель Координационного центра по
внедрению экономических реформ при Президенте Украины Антон Ященко заметил, что
задача министерства — заниматься ежедневной операционной деятельностью, а
реформы реализуют совсем другие люди. Именно с этой целью и был создан данный
Координационный центр.
"Нам действительно нужно слышать
конкретные запросы со стороны бизнеса. А этих запросов не так уж и много. Только
такие крупные игроки, как ДТЭК, могут их сформулировать. Мелкие игроки, либо
из-за недоверия, либо из-за скептицизма, даже не пытаются выйти ни на
Координационный центр, ни на министерство", — сказал А.Ященко, добавив,
что активную позицию занимает также "Украинская энергетическая
биржа".
В свою очередь, И.Лиски возразил, что
недоверие остальных представителей бизнеса небезосновательно: "У меня
складывается впечатление, что министерство вместе с ГП "Уголь
Украины" превратилось в своеобразную корпорацию, которая не хочет отдавать
бюджетные финансовые потоки. С одной стороны, декларируется необходимость приватизации,
с другой стороны — есть сильное противодействие на местах".
Его поддержал Ю.Чередниченко, отметив,
что "если посмотреть на динамику бюджетного финансирования, то она
полностью противоречит программе экономических реформ Президента Украины. В
2011 г. бюджетное финансирование увеличилось на 40% по сравнению с предыдущим
годом. Сегодня есть большое расхождение реальных действий с декларируемыми целями".
"Ключевая точка успеха или неуспеха
реформ — политическая воля. Это абсолютно главное", — заявил генеральный
директор российского Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике
Игорь Кожуховский. Нынешняя ситуация в Украине ему напоминает ситуацию в России
при реформировании угольной отрасли 15 лет назад — "крайне большое
сопротивление, тяжелая ликвидация дотаций, ликвидация госкомпании
"Росуголь", закрытие шахт, вопросы социальной защиты. Но в России, в
отличие от Украины, была создана межведомственная комиссия во главе с первым
вице-премьером, которая имела большие полномочия. Ее решения были обязательны
для всех министерств и ведомств", — подчеркнул И.Кожуховский.
Ближайшие перспективы
В I половине 2012 г. предполагается
разработать законопроект о господдержке угольной отрасли с учетом поэтапного
прекращения ее субсидирования до конца 2015 г. До конца текущего года
запланировано провести корпоратизацию не менее 25% общего количества
государственных угледобывающих предприятий, передать не менее 25% объектов
социальной инфраструктуры госпредприятий в коммунальную собственность,
завершить проекты ликвидации 35 неперспективных угледобывающих предприятий и
начать подготовку к ликвидации 15 аналогичных предприятий. Принятие Закона
"Об особенностях приватизации угледобывающих предприятий Украины"
ожидается в середине года.
http://www.uaenergy.com.ua 05.04.2012
|