Но
сама проблема остается, заявил первый заместитель председателя комитета по промышленной
политике Совета Федерации, сенатор от Кузбасса Сергей Шатиров.
Сенатор напомнил, что в связи с реформой
"РЖД" вагонный парк был передан частникам, как большим, так и малым
фирмам. На рынок услуг вышли перевозчики, которые не смогли обеспечить вывоз
угля, но при этом сильно повысили расценки. Только на территории Кемеровской
области перевозки осуществляли более 200 операторов. На складах области
скопилось около 13 млн тонн угля при норме в 4 млн тонн. Все резервные
возможности складов были исчерпаны, росли риски самовозгорания.
В настоящее время часть вагонного парка
передана РЖД, и эти вагоны будут предоставляться для вывоза угля по действующим
расценкам. Это вселяет оптимизм, отметил С.В.Шатиров, так как угольщики смогут
и обеспечить внутренний рынок, и выполнить в срок экспортные поставки.
"Понимаете, вагонов в стране
достаточно, но их владельцы заинтересованы только в собственной выгоде, они
предпочитают гонять вагоны порожними в ожидании, что им заплатят высокую цену
за перевозку", - прокомментировал сенатор сложившуюся ситуацию. Он обратил
внимание на то, что ситуация с нарушениями графика вывоза угля из Кузбасса
возникает периодически.
Проблема еще и в том, что существующая
нормативная база имеет недостатки. Она практически не регламентирует перевозки
грузов. В результате вагоны используются нерационально, увеличивается время их
простоя, порожние перевозки растут, а производители не могут вывезти готовую
продукцию. Кроме того, отсутствует рациональное управление вагонным парком, при
этом проблемы диспетчеризации никак не решаются. Ведь изначально система
железнодорожного транспорта была ориентирована на управление подвижным
составом, принадлежащим одному собственнику, а с появлением большого количества
собственников возникла неразбериха.
"Затягивать принятия мер по
совершенствованию нормативной базы больше нельзя, - заявил сенатор. - Все пути
забиты порожними вагонами, а уголь вывезти из Кузбасса было невозможно".
По его мнению, именно порожний пробег вызывает наибольшее возмущение и
нарекания. "Надо изменить законодательство, в первую очередь тарифное
регулирование, так, чтобы оператору было невыгодно гонять порожняк. Компании,
гоняющие порожние составы по государственным железнодорожным путям, должны
платить крупные штрафы", - уверен С.В.Шатиров. Соответствующая
законодательная инициатива будет представлена в российский парламент, добавил
он.
АКО 18.10.2011
|