Таван-Толгой – это богатейшее в Монголии
месторождение каменного угля, входящее в десятку наиболее крупных залежей этого
стратегического сырья в мире. Оно было выявлено еще советскими геологами в
середине 50-х гг. ХХ в. и его запасы определяются в 5,4 млрд. т, из них 1,4
млрд. т высококачественного коксующегося угля.
Месторождение расположено в основном на
территории Цогтцэций сомона Южно-Гобийского аймака в 80 км к востоку от центра
аймака г. Даландзадгада и в 180 км к югу от границы с КНР.
Считается, что ввод в эксплуатацию этого
месторождения станет локомотивом дальнейшего бурного развития горнорудной
промышленности, которая за последние годы становится становым хребтом экономики
Монголии и основным источником, своего рода «дойной коровой» для формирования
бюджета и пополнения фонда «Развитие человека», откуда в виде даров Родины идут
различные выплаты населению.
С Таван-Толгой связывают планируемое
строительство целого промышленного комплекса - электростанции, коксохимических
предприятий, металлургического завода и т.п. – в районе центра Восточно-Гобийского
аймака г. Сайшанда, а также развитие железнодорожной сети: прокладку дороги
протяженностью в 1010 км по маршруту Таван-Толгой –
Даландзадгад-Сайшанда-Чойбалсан, а также железной дороги Таван-Толгой - Оюу
Толгой - Контрольно-пропускной пункт Гашуун Сухайт на монголо-китайской границе
длиной в 241 км.
Обе дороги будут служить для транспортировки
угля на экспорт в страны Северо-Восточной Азии, Японию, а также в Китай.
Решением правительства Таван-Толгой, как
важнейшее стратегическое месторождение, является 100-процентной государственной
собственностью и его ввод в экономический оборот идет по принципу разделения
основного массива месторождения – Цанхи на две равные части: западную и восточную.
К освоению западной Цанхи приступила
государственная компания «Эрдэнэс MGL», а восточной – ее дочерняя компания
«Эрдэнэс Таван-Толгой» и уже в 2011 г. на-гора был выдан первый уголь, экспортируемый
в Китай.
Более того, компания «Эрдэнэс
Таван-Толгой» подготовила к выпуску 15 млрд. акций, половина из которых
остается в руках правительства, а вторая половина, по последним сведениям,
предположительно делится следующим образом: 20% будет роздано бесплатно
гражданам Монголии (по 1072 акции на человека), 10% будет продано местным
хозяйственным единицам, а 20% размещено на монгольской и зарубежных валютных
биржах.
Для полного освоения Таван-Толгой
правительство рассчитывает привлечь иностранный капитал, давно проявляющий
большой интерес к этому месторождению. Первоначальные заявки поступили от
компаний 21 страны, начиная от Бразилии и кончая Австралией.
Но основными претендентами на участие в
качестве наемных операторов являлись японские фирмы: «Сумимото», «Иточу»,
«Марубени» вместе с ОАО «Российские железные дороги», консорциум из 11 компаний
во главе с южнокорейской группой «Корес», китайская «Шинхуа Энержи» и др. Они
не сумели договориться с правительством Монголии о своих долях участия в
разработке западной части Цанхи, на которую был объявлен тендер. В результате
он затянулся и после долгих переговоров правительство в июне 2011 г. приняло
решение, что предоставит китайской группе «Шинхуа Энержи» для освоения 40%
западной Цанхи, 24% - американской фирме «Пибоди Энержи» и российско-монгольскому
консорциуму «РЖД» - MGL - 36% (18% - 18%).
Оставшиеся за бортом японцы и корейцы,
стали опротестовывать это решение. Пока не согласилось с ним и ОАО «РЖД»,
считая, что 18% - этого мало.
В итоге, переговоры по западной части
Цанхи пока зашли в тупик, но предполагается, что после того, как пройдут выборы
в ВГХ в июне 2012 г., проблема будет решена, ибо в этом заинтересованы все
стороны.
Марк Исаакович Гольман, доктор
исторических наук, главный научный сотрудник-консультант отдела Кореи и
Монголии Института востоковедения РАН
11.03.2012 Новое
Восточное Обозрение
|