Долгосрочная программа развития угольной
промышленности до 2030 года предусматривает существенное увеличение экспорта
угля – до 125 млн т энергетического угля и 45 т коксующегося.
По прогнозу аналитиков INFOLine,
несмотря на то, что по итогам 10 месяцев 2010 года объем экспорта оказался на
1,27% (1,03 млн тонн) ниже, чем за аналогичный период предыдущего года,
тенденция к росту экспортных поставок должна сохраниться. Об этом говорится в
новом исследовании INFOLine «Угольная промышленность России. Итоги 2009–2010
гг., прогноз до 2012 года».
Перевалочные порты для экспорта
российского угля определяются исходя из направлений экспорта и географических
условий. Почти половина всего экспорта угля через российские порты приходится
на дальневосточное направление.
Особенностью российского угольного
экспорта является значительная удаленность поставщиков угля от морских портов.
Средняя удаленность морских портов России от районов угледобычи составляет 4420
км. Средняя дальность перевозок экспортного угля до погранпереходов РФ
составляет для различных углей от 2500 до 4300 км. Этим можно объяснить тот
факт, почему железнодорожным транспортом осуществляется более 90% всех
перевозок угля в России. С другой стороны, доставка угля в такие страны как
Великобритания, Япония, Нидерланды и др. подразумевает необходимость перевалки
угля с железнодорожного транспорта на морской. Осуществление подобной перевалки
возможно в портах, имеющих специализированные угольные терминалы.
Недостаток перевалочных мощностей и
более высокая эффективность зарубежных портов долгое время были причиной того,
что значительная часть российского угля переваливалась в зарубежных странах, в
первую очередь, в странах Балтии и Украине.
В последние годы, учитывая выраженную
экспортную направленность угольной отрасли, ведется наращивание мощностей
угольных терминалов российских портов и постепенная переориентация направлений
экспорта угля из иностранных портов в российские.
Крупнейшими странами-импортерами
российского угля являются страны дальнего зарубежья: Великобритания, Кипр,
Нидерланды; Кроме того, значительная часть угля поступает в Китай, Японию,
Южную Корею. В 2009 г. экспортные поставки резко увеличились в Великобританию
(до 18,3 млн т) и Китай (до 13,1 млн т). Значительно вырос экспорт угля в Нидерланды
(на 5,9 млн т), Японию (на 4,4 млн т), Финляндию (на 3,8 млн т), Турцию (на 3,2
млн т), Республику Корея (на 2,7 млн т). При этом значительно сократились
экспортные поставки на Кипр (на 19,1 млн т) и Украину (на 1,1 млн т).
По словам генерального директора
INFOLine Ивана Федякова, стремительный рост металлургической и химической
промышленности и увеличение потребления электроэнергии, влечет за собой
повышение роли угля в мире. «Это создает благоприятные перспективы для
угледобывающих компаний России, но в то же время ставит перед ними задачу
максимально эффективно использовать свой потенциал роста», – отмечает эксперт.
Российские и иностранные порты,
используемые для перевалки российского угля на экспортБассейн | Российские порты
| Иностранные порты
| Тихоокеанский
| Восточный, Ванино, Посьет, Находка, Владивосток
|
| Северный
| Мурманск, Кандалакша, Архангельск
|
| Балтийский
| Усть-Луга, Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград
| Рига, Вентспилс, Таллин, Кунга
| Черноморско-Азовский
| Ростов, Туапсе, Таганрог, Ейск, Азов, Темрюк, Усть-Донецк, Новороссийск
| Южный, Мариуполь, Измаил, Бердянск, Керчь, Николаев, Севастополь, Ильчевск, Рени, Поти
|
РЖД Партнёр 14.02.2011
|