Среда, 04.12.2024, 21:14

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2011 » Сентябрь » 4 » Уголь может стать топливом будущего
11:36
Уголь может стать топливом будущего
В прошлые выходные свой профессиональный праздник отмечали шахтеры. Но праздновали не все: из-за бездарного менеджмента, в том числе и со стороны прежних властей Тульской области, затоплена последняя угольная шахта, которая еще работала в большом Подмосковье. По следам Дня Шахтера — репортаж-анонс фильма «Другой уголь — другой угол». 

Мало кто извне горняцкого сообщества осознает, что вообще-то сегодня две трети угля добывают не в подземных шахтах, а открытым способом. Землю разрыхлили — и можно копать. В этой отрасли есть своя статистика, удивительная арифметика. Но, наверное, неспециалисту сразу вот так все осознать трудно. Давайте по-простому. Как добывали уголь раньше? Лопатой. А что значит самый большой ковш в России теперь? Представьте себе: 56 кубометров, 120 тонн. В переводе — два железнодорожных вагона.

Первый принципиальный момент — это новая техника, которая резко повысила производительность труда, и которую кемеровские власти — в отличие от тульских — иной раз буквально заставляли приобретать новых частных владельцев. Даже в кризис. В итоге, именно в последние месяцы у кузбасских «открытчиков» возникла и новая забава. Проверим, на что способен этот самый большой в России экскаватор [в кадре ковш ювелирно разрезает арбуз].

И вот теперь — запретная тема. У нас в стране не очень принято ссылаться на опыт Гитлера. Но факт есть факт: потеряв нефтепромыслы Румынии, еще год немцы воевали с нами на солярке из своего угля. Но наш уголь по составу еще богаче. Взгляните, например, на лазурные озера в бывших разрезах. Вот цвет оксидов серебра. А еще есть в нашем угле и золото с платиной, и ванадий с никелем. И так — по всей России. Потому сейчас в Сибири и запускают «углехим».

Это — имитация разлива нефти в Мексиканском заливе. А теперь смотрите, что делает с нефтяными пятнами придуманный в кемеровском технопарке чудо-абсорбент из угля: через считанные минуты в воде остается только безвредная взвесь. Но, как мы знаем, сам-то уголь — еще тот загрязнитель.

На «Авроре» работала именно угольная энергоустановка. Хозяйство на «Авроре» большое, поэтому пойдем последовательно. Через раструбы воздух поступал в котельные отделения. Что касается самого угля, то его в бункер загружали через угольные горловины. Кстати, достоверно известно, что первый уголь на «Аврору» поступали из валлийского Кардиффа.

И вот мы внутри сейчас помещения, по идее очень скучного, — это угольный бункер. Но здесь, в действительности, масса всего интересного. Здесь уголь ссыпался и занимал все пространство между наружной обшивкой и броневым корпусом. Еще одна интересная деталь — труба с дырочками. Если вражеский снаряд пробивал наружную обшивку, и находившийся здесь уголь загорался, то по трубе стекала вода, и пожар можно было потушить. Но в целом, глядя на все это хозяйство, можно сказать, что в те годы даже крейсер был в значительной степени углевозом. Из труб этого углевоза валил такой дым, что корабль был сразу виден противнику. Из-за этого от угля и отказались военные.

То есть как энергоноситель уголь — прошлый век? Но вот крупнейшая в Японии угольная электростанция «Хэкинан» на острове Хонсю. Где же дым? Нет дыма: такие здесь стоят мощные фильтры. А ведь такие станции вполне можно было бы строить и у нас. Сколько было бы можно сохранить старых и создать новых рабочих мест. Так кто это подтолкнет?

Никакой рассказ о российском угле невозможен и без них: без шорцев. Именно эти коренные сибиряки первыми за Уралом нашли применение волшебному «горючему камню». Кстати, самый древний получился из водрослей. Его мы тоже пощупаем.

Но была вокруг кузбасского угля в советские годы и совсем засекреченная история. Есть на всем известной Красной площади уголок, про который в последние годы вспоминают очень редко — сектор, где похоронены иностранцы-коммунисты. Крайняя правая табличка — это Уильм Хэйвуд по кличке «Большой Билл». Был такой радикальный американский профсоюзный лидер, который бежал из-под ареста в Америке в Советскую Россию, где основал целую колонию. Так почему созданная им из иностранных коммунистов-рабочих и инженеров колония «Кузбасс» очень быстро закрылась? В чем состоял конфликт вокруг культуры производства между иностранцами и советскими бюрократами? Ответ на этот вопрос мы будем искать под землей. Добываемый на таких шахтах уголь, особенно коксующийся — нужен. Никакой разрез до таких глубин не доберется. Но на таких глубинах — всё большие объемы газа-убицы метана. Спасают ли датчики, на которые раньше, бывало, бросали фуфайки, чтобы заработать побольше денег? Так что из этого — фантастика и фантазии, а что — новые реалии? Об этом — в воскресенье на канале «Россия-24».

http://news.mail.ru/economics/6726618/?frommail=1

Материал предоставлен изданием "Вести.Ru"
3 Сентября 2011

Просмотров: 347 | Добавил: vopeople | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0