Странное дело: все разговоры по поводу
энергии чаще всего сводятся сейчас к нефти или таким сравнительно новым
источникам как ветер, солнце или морские приливы. При этом практически совсем
забывают об угле. А между тем почти половина всего электричества, потребляемого
в Соединенных Штатах, до сих пор вырабатывается на тепловых электростанциях, в
топках которых продолжают сжигать это ископаемое горючее. Причем почти половину
его добывают в районе Powder River Basin, охватывающем юго-восточную часть
территории Монтаны и северо-восточную - Вайоминга.
Запасы угля в этом бассейне, занимающем
территорию, простирающуюся на 120 миль с востока на запад и 200 миль – с севера
на юг, такие, что при месячной добыче в восемь с лишним миллионов тонн его не
только хватает на экспорт, но еще и остается. А после того, как в стране под
давлением защитников окружающей среды стали повсеместно закрывать тепловые
электростанции, затоваривание заметно выросло.
Понятно, угледобывающие компании
смириться с этим не хотят и ищут новых покупателей, теперь, главным образом, за
границей. Особенно привлекает их Азия, где потребность в угле таких стран как
Китай, Южная Корея, Япония непрерывно растет.
Если бы все разрабатываемые в настоящее
время новые проекты по продаже топлива за рубеж были осуществлены, с
американского Северо-Запада ежегодно могло бы экспортироваться до 150 миллионов
тонн угля, почти на 50 процентов больше, чем составлял угольный экспорт страны
в прошлом году. Какой это могло бы принести доход, тоже понятно: нынешняя
средняя цена угольного сырья составляет 160 долларов за тонну.
Ну что ж, товар есть, товара много, но
все уперлось в доставку. Причем не в средства доставки, таковых тоже
достаточно, а в порты отгрузки, отказывающиеся принимать горючий камень по
экологическим соображениям.
Американские угольные компании, уже
более года ищущие доступ к портам на северо-западном побережье, претерпели на
этом пути множество неудач. В одном только штате Вашингтон, ближайшем к шахтам
приморском штате, их предложения отвергли порты уже трех городов - Такомы,
Лонгвью и Беллингхэма.
А понимание они встретили только тогда,
когда расширили свой поиск на менее населенные и более консервативные районы,
пообещав создать там новые рабочие места и увеличить налоговые поступления.
Благосклонно к их просьбе отнеслись в
соседнем с Вашингтоном штате Орегон, да и то лишь в одном маленьком городке
Бордман с населением, едва превышающим 3 тысячи человек.
На первый взгляд ситуация
парадоксальная. Мало того, что этот регион окружен ветровыми турбинами и
крупными гироэлектростанциями, недавно Министерство энергетики выделило
Бордману 25 миллионов долларов на развитие производства биотоплива из местной
кукурузы. И вот в этом регионе с его многочисленными экологически чистыми
источниками энергии не прочь воспользоваться прибылями от экспорта одного из
самых старых и грязных видов ископаемого топлива.
Однако парадокс этот кажущийся. На самом
деле, для положительного отношения к предложению угольщиков у Бордмана есть
достаточно веские основания.
Во-первых, его порт на впадающей в Тихий
океан реке Колумбия, официально называемый Port Morrow, отличается редким для
столь небольшого района сочетанием различных транспортных средств. В нем так
же, как в несравненно более крупных, но недоступных, Портленде и Сиэтле, сходятся
вместе автомобильные хайвеи, магистральные грузовые железные дороги и важные
водные пути.
А во-вторых, удаленное расположение
Бордмана означает, что люди здесь остро нуждаются в работе и потому не так
враждебно относятся к проектам, отвергнутым в других регионах.
«Чем крупнее и выгоднее будет пришедший
к нам бизнес, тем лучше, - говорит Лерой Куимби, менеджер местной компании
Oregon Hay Product, которая окажется всего в нескольких сотнях метров от еще не
построенной площадки для приема и отгрузки угля. - И в любом случае я не думаю,
что этот перевалочный пункт хоть как-то испортит нам жизнь».
Эти слова поспешили подкрепить своими
обещаниями угольщики, которые собираются принять уникальные меры для защиты
окружающей среды.
Чтобы открытые грузовики с углем не
пылили по дороге, их будут опрыскивать водой. Поезда в Бордмане будут
выгружаться в закрытых помещениях, уголь - храниться на складах, а затем
транспортироваться по закрытым конвейерным лентам в крытые баржи на реке. В
устье Колумбии его отправят на большие океанские суда тоже с помощью закрытого
ленточного конвейера.
Заинтересованная в экспорте
американского угля австралийская угольная компания Ambre Energy обещает создать
в городе новые рабочие места, отказаться от любых налоговых льгот и жертвовать
по 10 центов с каждой отправленной тонны топлива системе государственных школ,
что составит до 800 тысяч долларов в год.
На дополнительные доходы надеется и
генеральный менеджер Port of Morrow Гэри Нил. Он расчитывает, что его порт
будет ежегодно получать от угледобывающих компаний до двух миллионов долларов.
А возможно и намного больше. Поскольку
Ambre Energy обладает правами на неиспользуемый пока участок земли рядом с
существующей железнодорожной веткой, у компании есть потенциальная возможность
расширить свою деятельность.
В настоящее время порт обрабатывает в
год около 60 товарных составов. А угольное предприятие может увеличить объем
перевозок почти в десять раз, то есть до 600 поездов.
При этом Нил поясняет:
«Если уголь не пойдет через Бордман, он
пойдет через Канаду или где-то еще. В результате мы потеряем колоссальные
деньги».
Соблазнительно, что и говорить. Однако
все эти посулы пока не убедили жителей Бордмана. А сомневаться их заставляют
доводы экологов.
Последние больше всего опасаются
загрязнения воздуха на Северо-Западе угольной пылью при перевозках угля
автомобильным и железнодорожным транспортом. Особенно через пока еще нетронутые
человеком районы. К ним относятся существующие здесь птичьи заповедники и места
обитания находящегося под угрозой исчезновения лосося.
Беспокоит людей и то, что парниковые
газы работающих на американском угле электростанций в Азии будут загрязнять
общую для всей планеты атмосферу, а их вредные выбросы, в том числе мельчайшие
твердые частицы и ртутные пары, смогут достигать западного побережья
Соединенных Штатов.
Ссылаясь на эти угрозы, юрист
некоммерческой экологической юридической фирмы Seattle Earthjustice Ян
Хассельман делает такой вывод:
«С нашей точки зрения, главным для
региона является не то, строить или не строить перевалочную базу в Бордмане, но
более общий вопрос - должны ли мы стать Центром экспорта угля из Северной
Америки».
Ответ на этот вопрос будет зависеть и от
точки зрения на него федерального правительства.
Оценивая четыре существующих
«экспортных» проекта, в том числе орегонский, оно должно учитывать мнение таких
своих ведомств как ведающий экологическим регулированием Армейский инженерный
корпус (Army Corps of Engineers) и Агентство по охране окружающей среды
(Environmental Protection Agency – EPA).
Возможно, окончательный исход дела
потребует также и их официального разрешения.
Как бы то ни было, один из ведущих
экологов региона директор Управления экосистем и охраны окружающей среды в
Сиэтле Кейт Келли уже обратилась в этом месяце в Инженерный корпус с просьбой о
помощи.
Пока Бордман, единственный из многих
портов в регионе, взвешивает все «за» и «против» поставки миллионов тонн угля
из Америки в Азию, там закрываются тепловые электростанции. Под давлением
общественности компания Portland General Electric, которой принадлежит
расположенная неподалеку от города последняя в Орегоне угольная электростанция,
уже объявила, что закроет ее в 2020 году.
В связи с этим у местных жителей,
которые потеряют работу и возможность пользоваться дешевой электроэнергией,
появится еще один стимул для одобрения экспорта угля через их порт.
И не исключено, что они станут активнее
поддерживать этот проект. Как сказал экономист и член ассамблеи штата Грег
Смит, «мы пытаемся продвигать его нашим «орегонским» способом, который
предусматривает разумное сочетание защиты окружающей среды с признанием
необходимости экономического развития».
С этим трудно не согласиться. Для
оздоровления экономики в американской глубинке необходимо использовать максимум
возможностей. Экспорт угля – одна из них.
Русский Базар 10.05.2012
|