На разбор складов кузбасских компаний
отправили Сергея Иванова
Власти Кузбасса пришли к выводу, что в
ходе реформы РЖД потеряли управление вагонным парком
Президент РФ Дмитрий Медведев поручил
вице-премьеру Сергею Иванову совместно с Минтрансом и РЖД в трехдневный срок
решить проблему с вывозом угля, скопившегося на складах в Кузбассе. Поручение
было дано спустя три дня после обращения губернатора Кемеровской области Амана
Тулеева к руководству страны с предупреждением о возможной в связи с этим
приостановке работы угольных компаний. Нерасторопность перевозчиков глава
региона связывает с непродуманностью реформы РЖД. Сами угольные компании
считают угрозу приостановки добычи вполне реальной.
Вчера Дмитрий Медведев провел видеоконференцию,
посвященную исполнению его поручений. В ходе нее глава государства не только
проверял их выполнение, но и раздавал новые. Так, господин Медведев поручил
вице-премьеру Сергею Иванову вместе с главой Минтранса РФ Игорем Левитиным и
президентом РЖД Владимиром Якуниным в трехдневный срок «разобраться и
представить предложения по разблокированию» ситуации с вывозом угля из
Кузбасса.
Кузбасс является ведущим угледобывающим
регионом России, на его долю приходится около 60% всей угледобычи страны. За
девять месяцев 2011 года, по данным департамента угольной промышленности и
энергетики Кемеровской области, добыча угля в регионе выросла на 2,2% и
составила 139,4 млн т, в том числе 36,5 млн т угля коксующихся марок. Отгрузка
при этом сократилась на 0,3 млн т и составила 135,5 млн т, в том числе на
экспорт — 63,1 млн т против 59,2 млн т за аналогичный период 2010 года.
О «критической ситуации, сложившейся в
области из-за невыполнения планов по вывозу угля железнодорожным транспортом»,
губернатор Аман Тулеев в минувшую пятницу известил телеграммами председателя
правительства Владимира Путина, его заместителя Игоря Сечина, федеральные
Минтранс и Минэнерго. В них глава региона сообщил о том, что отставание от
графика вывоза угля выросло до 2,8 млн т, или 19% месячного объема добычи. В
результате остатки угля на складах угольных компаний Кузбасса достигли 13 млн
т, что более чем вдвое превышает нормативный уровень (в июле они составляли
10,6 млн т. — „Ъ"). Это может привести к тяжелой ситуации в угольной отрасли
региона и в его социальной сфере. «Произойдет вынужденное резкое сокращение
объемов добычи угля вплоть до полной приостановки угольных компаний, для расчистки
переполненных складов потребуется вывод в вынужденный простой до 50 тыс.
работников угольных предприятий, при этом сократится их средний заработок до
2/3 тарифа», — прогнозирует глава региона. В областной администрации сокращение
налоговых поступлений в региональный бюджет в случае подобного развития событий
оценивают более чем в 16 млрд руб. в год.
Об угрозе транспортного коллапса на
подъездах к складам угольных компаний власти Кузбасса предупреждали еще летом.
Его причиной в регионе считают непродуманность реформы в сфере грузовых
железнодорожных перевозок, в результате чего РЖД не успевают обслуживать и
координировать частных перевозчиков. «Отсутствует управление вагонным парком
(со стороны РЖД. — „Ъ"), растут проблемы с подачей подвижного состава при
фактическом избытке полувагонов, не отправляются груженные углем вагоны
угольных компаний, показатели оборачиваемости полувагонов ухудшились в два-три
раза», — указал Аман Тулеев в своих телеграммах.
В угольных компаниях региона подтвердили
опасения губернатора, отметив, что вывоз угля и подача вагонов заметно
сократились по сравнению как с аналогичным периодом прошлого года, так и с
августом нынешнего. В одной из компаний сообщили, что вынуждены останавливать
добычу на двух из трех своих шахт, а разрезы работают «на склад». Представитель
другой компании, также попросивший не указывать ее название, «порадовался», что
на ее шахтах в октябре идет перемонтаж добычных лав, иначе, возможно, пришлось
бы останавливать добычу. Впрочем, по его мнению, такой сценарий вероятен в
ноябре. В третьей компании отметили, что в сентябре ей удалось выполнить план
по отгрузке только на 67% в целом и на 61% по экспорту. Общий недогруз составил
0,93 млн т, а за девять дней октября — из-за того что не было получено 2,5 тыс.
запланированных вагонов — 170 тыс. т угля. «Пароходы в порты приходят за нашим
углем, а грузить нечем», — резюмировал собеседник „Ъ".
В РЖД признают факт сокращения отгрузки,
но указывают, что ответственность за это несут и заказчики перевозок.
«Грузоотправители привлекают вагоны различных операторских компаний без учета
перерабатывающей способности станций. Хаотичное поступление приватных вагонов в
Кузбасский регион Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД) ведет к
нерациональному использованию инфраструктуры, потерям тяговых и маневровых
ресурсов, непроизводительному использованию сортировочных мощностей из-за переработки
одиночных вагонов, увеличению порожнего пробега собственных вагонов и
встречному перемещению», — заявлял в середине сентября первый заместитель
начальника ЗСЖД Александр Бородач.
В пресс-службе областной администрации
со ссылкой на департамент угольной промышленности и энергетики сообщили, что
региональные власти «пристально отслеживают ситуацию с вывозом угля и
постараются не допустить остановки угольных предприятий». В частности,
предполагается перебрасывать уголь с переполненных складов одних компаний (их
возможности исчерпаны и растет риск самовозгорания) на склады других.
Коммерсантъ (Красноярск), №191 (4729), 12.10.2011
|