Прошедшая в Москве ежегодная угольная
конференция Содружества Независимых Государств вызвала двойственное
впечатление. С одной стороны, компании порадовали интересными проектами
освоения месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке и нацеленностью
на новые рынки сбыта, а с другой, наша инфраструктура (особенно железные
дороги) по-прежнему остается главным тормозом на пути развития этих регионов и
выхода угольной промышленности на зарубежные рынки сбыта.
В последнее время происходят радикальные
изменения на мировом рынке энергоносителей. Наиболее важными из них являются
спад энергопотребления в Европе (основной потребитель российских
энергоресурсов), развивающийся процесс глобализации рынка природного газа (главным
образом за счет сжиженного) и перспектива обострения конкуренции на рынке Азии.
Постоянно растущая зависимость России от
экспорта сырья обуславливает необходимость своевременной реакции не только
угольной промышленности, но и государства на эти стремительно развивающиеся
тенденции.
При этом надо отметить, что угольная
отрасль до сих пор является единственной, где государство провело успешную
реформу по переводу ее на рыночные рельсы. Проведенная в 1993 - 1996 гг. под
руководством тогдашнего министра топлива и энергетики Юрия Шафраника и руководителя
Государственного предприятия «Компания «Росуголь» Юрия Малышева
реструктуризация угольной промышленности привела к тому, что государство
полностью ушло из убыточной до того времени отрасли, а она не только стала
рентабельной, но и увеличила производство и экспорт.
«Отрасль оправилась от кризиса и
увеличила экспорт», ‒ такой вывод сделал руководитель отдела стратегических
исследований Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Григорьев.
По его оценке, прошедший год был одним из самых успешных для отрасли. В 2011
году достигнуты рекорды по добыче угля (334,7 млн т), отгрузке (308,7 млн т),
экспорту (104,7 млн т), а также импорту: свыше 32 млн т было доставлено на
российский рынок (в основном из соседнего Казахстана).
2011 год был весьма благоприятен для
угольной промышленности в плане ценовой конъюнктуры. Эффект от наводнения в
Австралии и связанный с этим дефицит угля и рост цен на мировом рынке в
сегменте коксующихся углей можно было наблюдать на протяжении всего года. В
секторе энергетических углей ситуация была несколько иной: цены оставались
стабильными на протяжении всего года, закрепившись на отметках, достигнутых в
ходе роста последних месяцев 2010 г.
Характеризуя общее состояние отрасли А.
Григорьев сказал, что несмотря на все успехи последних 10‒12 лет угольная
промышленность России находится в достаточно уязвимом положении: внутренняя
база потребления характеризуется небольшими размерами, особенно на фоне других
развитых стран, а конкуренция на внешнем рынке становится все более острой.
Чтобы спрос на уголь был завтра, строить угольные станции необходимо уже
сегодня. Однако, как отметил А. Григорьев, такие примеры крайне редки:
энергоблок на Березовской ГРЭС в Красноярском крае на 800 МВт, планируемый к
постройке в 2014 году, - один из немногих желаемых проектов.
Главным ограничением для развития
угольной промышленности России эксперт назвал транспортную проблему. Только
Кузбасс сегодня поставляет уголь в десятки российских регионов и 47 стран мира.
90 процентов перевозок осуществляется по железной дороге. Действующая в России
нормативная база по срокам доставки железнодорожных грузов была утверждена еще
в 1951 году. В 2012 году железнодорожные тарифы в России повышаются на 6
процентов (в прошлом году они были подняты на 8 процентов).
Что уж говорить об отдаленной
перспективе — ведь в январе 2012 года правительством была утверждена новая
программа развития угольной отрасли до 2030 года, исходя из которой в обозначенный
период в Кузбассе будут построены еще 38 новых предприятий углепрома. Их
развитие немыслимо без строительства новых путей, расширения железнодорожной
инфраструктуры и оптимизации перевозок.
Независимое
информационное агентство 18.06.2012 |