Российская угольная промышленность
парадоксальна, как и все российское. Увы, страна, обладающая огромными запасами
угля (при скромных подсчетах их хватит лет на пятьсот), не очень-то умеет ими
грамотно распорядиться.
Богаче России по запасам угля только
США. Разведанные угольные ресурсы в
нашей стране составляют не менее 193,3 млрд тонн, прогнозируемые - 3 816,7 млрд
тонн. Однако для России все эти миллиарды тонн — не только большое благо,
но и большая «ноша».
«Олимпийские» рекорды угольной
промышленности
Угольная промышленность России и правда
наращивает обороты в последнее десятилетие. Объем добычи за этот период вырос
почти на четверть, экспорт — втрое.
«Старушка» угольная промышленность еще
на многое способна. В прошлом году она продемонстрировала просто олимпийское
рвение: рекордных отметок достигли показатели добычи угля - 334,7 млн т,
отгрузки угля - 308,7 млн т и экспорта - 104,7 млн т. «Подросли» и цены на
ресурс (рядовой уголь подорожал более чем в 1,2 раза), и за год более чем в
полтора раза выросла прибыль отрасли, составившая 122 млрд. руб.
В
нашей стране вся угольная добыча производится акционерными обществами (форма
собственности — частная). И почти 80 процентов объемов добычи осуществляется 16
компаниями.
Пять из них — угольно-металлургические (Евраз груп, Мечел-майнинг группы Мечел,
Северсталь-ресурс холдинга Северсталь, Промышленно-металлургический холдинг,
Уральская горно-металлургическая компания).
На сегодняшний день самым крупным
угольным бассейном считается Кузнецкий. Перспективными названы разрезы
Восточной Сибири и Дальнего Востока, Канско-Ачинского бассейна, ведется
обустройство новых центров по добыче угля на месторождениях в Якутии, Тыве и
Забайкальском крае.
«Невывозная» угольная продукция
Казалось бы, добывай и добывай этот
почти неиссякаемый уголь. Но замечая успехи российской угольной отрасли, нельзя
не заметить и негативные тенденции, проявившиеся в последние годы.
Первое - угольная промышленность
неуклонно «выходит из моды». Внутренний спрос на угольную продукцию снижается,
что во многом обусловлено межтопливной конкуренцией и, в частности, более
быстрым ростом потребления природного газа.
Опасения есть и по поводу экспорта —
стоит ли надеяться здесь на устойчивый рост потребления угля? Западные страны
все больше ориентируются на возобновляемую энергетику, растет и внешняя
конкуренция. И поэтому пока российские компании должны в основном смотреть в
сторону Азии и сотрудничать с Китаем и Индией. А некоторые виды дефицитного
топлива (например, коксующий уголь) и вовсе приходится импортировать самими.
И еще одно уязвимое место угольной
промышленности — это недостаточно развитая транспортная инфраструктура и высокие
транспортные издержки. Все это отнюдь не способствует расширению экспортных
поставок угля, а напротив, «душит» развитие отрасли. Не все в порядке и в плане
пропускной способности магистралей, и в эффективном использовании самого ж/д
парка, и в регулировании потоков, и в отстающей законодательной базе. О
проблеме всерьез заговорили в прошлом году, когда возникли большие трудности с
транспортировкой кузбасского угля, практически перешедшие в конфликт между
угольщиками и перевозчиками - пришлось вмешаться правительству.
И, конечно, среди отрицательных моментов
— недостаточная социальная защищенность сотрудников отрасли, моральный и
технический износ основных фондов (70-75%).
Угольной промышленности необходим рывок
для того, чтобы не потерять позиции, которые удалось занять в последние годы,
несмотря на трудности. В первую очередь это касается комплексной модернизации
отрасли и курса на максимальное использование ее потенциала.
Сейчас уже появилась тенденция при
создании новых центров угледобычи заниматься их полным обустройством — от
создания инфраструктуры до внедрения новых технологий. Появляются «точки опоры»
для модернизации отрасли: например специальный технопарк по разработке
технологий и оборудования для горной промышленности (создан в 2008 г.) или первый
в России Институт углехимии и химического материаловедения СО РАН (создан в
2010 г.). Через три года должен быть реализован проект производства продукции с
высокой добавленной стоимостью - «Караканский энергоугольный кластер».
Вступление в ВТО «не смертельно» для
угольной промышленности
Для того чтобы уйти от проявляющихся все
острее технологических, инфраструктурных и сбытовых ограничений, в январе этого
года Минэнерго РФ была разработана Программа развития угольной отрасли на
период до 2030 года. Программа рассчитана на государственно-частное
партнерство: предполагается, что из 3,7 трлн руб. бюджетные средства составят
только 251,8 млрд, т. е. менее 9%.
Предполагается, что за период действия
программы будет введено 505 млн т новых и усовершенствованных мощностей по
добыче угля. При этом принято решение отказаться от 375 млн т мощностей
неперспективных предприятий. Очень высокий уровень износа основных фондов
планируется сократить до 20%. А центр тяжести в угледобыче переместить на
восток страны.
В программе содержатся планы по
сокращению дальности перевозок угольной продукции за счет развития местного
использования ископаемых. Предусмотрено увеличить уровень обогащения угля с 40
до 60%. Также будет усиливаться тенденция по комплексному освоению месторождений,
в частности — проектов по использованию метана.
Угольной промышленности России
однозначно необходима модернизация, особенно сейчас - в очень близкой
перспективе вступления РФ в ВТО. Конечно, глупо думать, что всего за полгода
действия программы, удалось бы провести модернизацию, рассчитанную почти на 20
лет, и вывести отрасль на желаемый уровень. Поэтому угольная промышленность,
как и остальные отрасли, вступает в новую эру экономики с определенной
растерянностью.
Однако эксперты утверждают, что угольная
промышленность в числе тех отраслей, которые смогут ощутить позитивный эффект
от вступления в ВТО — правда, в долгосрочной перспективе и в случае
либерализации национальной экономики. Что радует: крупные металлургические
холдинги, занятые добычей угля (Мечел, Северсталь, Евраз), по прогнозам
специалистов, однозначно будут в выигрыше.
Промышленность Сибири 02.08.2012
|