Процесс приватизации в украинской
угольной отрасли уже давно напоминает бесконечный телесериал. Вроде бы и есть в
нем какой-то сюжет, заставляющий зрителей каждый день следить за развитием
событий. Но если присмотреться повнимательнее – окажется, что каждая следующая
серия по содержанию похожа на предыдущую. Решение Кабинета министров перенести
на 2014 год корпоратизацию 10 угольных госпредприятий, ранее намеченную на
текущий год, усиливает ощущение сходства с дешевым телевизионным
"мылом".
Отраслевая чехарда
Принято считать, что активная фаза
приватизации в украинской угольной промышленности началась в 2002-2003 годах.
На самом деле процесс пошел гораздо раньше. Например, многолетний директор
донецкой шахты им.Засядько Ефим Звягильский оформил контроль над ней через
механизм аренды еще в 1993. Хотя формально арендатором до 2012 и значился
трудовой коллектив одного из крупнейших в стране производителей коксующегося
угля.
Все эти годы в госсекторе углепрома постоянно
шли пертурбации: на основе прежних советских угольных трестов создавались
холдинговые госкомпании, потом их форму организации меняли на акционерные
общества, потом опять возвращались к унитарным госпредприятиям. Их то
укрупняли, то заново разбивали на десятки отдельных структурных единиц.
Аналогично и с хозяйственной деятельностью. То
каждая шахта получала право самостоятельно заключать договоры на сбыт угольной
продукции, то это право передавали единой структуре в рамках профильного
министерства: сначала "Укруглесбыт", последней такой новацией стало
ГП "Уголь Украины". Закупки необходимого для шахт оборудования и
комплектующих тоже велись по-разному – и централизованно, и автономно, когда ГП
получали возможность свободно распоряжаться финансовым ресурсом.
Да и само министерство то создавалось, то
ликвидировалось путем присоединения к Министерству топлива и энергетики, как
это и было в последний раз сделано в 2010 году в рамках административной
реформы. Впрочем, ликвидированное тогда же Министерство промышленной политики
теперь восстановлено, ошибочным признано и присоединение Министерства молодежи
и спорта к Министерству образования и науки, которые снова разделены.
Так что есть основания полагать, что и в поэме
о госуправлении в угольной отрасли еще не написаны последние строчки. Подобные
возвратно-поступательные движения правительства на протяжении всех лет
независимости Украины доказывают один-единственный факт: отсутствие четкой стратегии
управления углепромом и понимания перспектив его развития.
Закономерно, что и в вопросах приватизации
угледобывающих ГП наблюдается бег по кругу. Их хотят продавать то по
отдельности, то пакетом, в котором к инвестиционно привлекательным шахтам цепляется
балласт в виде маломощных убыточных шахт. Сначала предлагается проводить
открытые аукционные торги, потом – инвестиционные конкурсы. То вместо
приватизации в профильном министерстве вдруг начинают говорить о внедрении
механизмов государственно-частного партнерства.
Справедливости ради надо отметить, что
непоследовательность в госуправлении отраслью связана с политической
нестабильностью и частыми сменами как состава Кабинета министров в целом, так и
руководителей угольного ведомства. Так, за 21 год независимости 11 человек
возглавляли правительство Украины. Причем нынешний премьер Николай Азаров –
лишь третий по счету, кому в общей сложности удавалось продержаться в должности
более двух лет.
Если же говорить о самом министерстве, то за
три года премьерства Н.Азарова его возглавляет уже третий человек – Эдуард
Ставицкий. Напомним, до него были Юрий Бойко и Юрий Ященко. Надо ли после этого
удивляться, что решения по ключевым вопросам постоянно переигрываются? Ведь
каждый новый министр приходит со своим видением ситуации. И по большому счету
не успевает хотя бы что-то из начатого довести до логичного завершения.
Круговорот проблем
Зато неизменными остаются проблемы, стоящие
перед угольщиками в госсекторе. И есть основания полагать, что без приватизации
они не будут решены. К примеру, преодолеть падение угледобычи в целом по
Украине как раз при Н.Азарове и удалось. Так, в 2010 она увеличилась на 4%, до
75,17 млн тонн, в 2011 – на 8,9%, до 81,86 млн тонн, в 2012 – на 4,75%, до
85,745 млн тонн.
Но у медали нашлась и обратная сторона:
госшахты столкнулись с кризисом перепроизводства. Вот уже два года директора
угольных ГП пишут письма премьеру, профильному министру, депутатам Верховной
Рады с просьбой помочь наладить отгрузку потребителям. С точки зрения рыночной
экономики такие обращения выглядят странно: Н.Азаров, Э.Ставицкий и
парламентарии – это же не управление маркетинга и сбыта.
Но в том-то и дело, что рынка здесь нет и
близко. Государственные генерирующие компании "Центрэнерго" и
"Донбассэнерго" в добровольно-принудительном порядке вынуждены
покупать уголь у госшахт. Даже если их не очень устраивает качество. Зольность
продукции, поступающей от ГП "Уголь Украины", нередко превышает допустимые
параметры. В результате энергетики вынуждены от этого угля отказываться и
требовать в судебном порядке возмещения своих расходов на транспортировку от фабрики
до складов ТЭС, где производится приемка.
При этом профсоюзы угольщиков утверждают, что
проблемы со сбытом связаны еще и с деятельностью нелегальных "копанок".
Добываемый оттуда уголь под видом государственного поставляется на
государственные ТЭС в ущерб закупкам у госшахт, подчеркивают главы профсоюза
работников угольной промышленности Виктор Турманов и Независимого профсоюза
горняков Украины Михаил Волынец. Конечно, тут можно долго рассуждать о
коррупции в работе правоохранительных органов Донбасса, которые в упор не
замечают незаконные выработки.
Но до тех пор, пока есть госсектор и в нем
существует нынешняя модель отношений между угольщиками и энергетиками, усилиями
МВД, СБУ и прокуратуры вопрос никогда не решить: слишком у многих по всей
цепочке велик соблазн заработать сразу и много. В этой связи уместным
представляется сравнение с ситуацией на алкогольном рынке, где также имеется
проблема нелегального производства. "Мы если узнаем, что где-то подпольный
цех, в милицию не обращаемся: сами приезжаем и объясняем, что не надо нашу
водку подделывать", – так один из украинских водочных магнатов ответил
однажды на вопрос журналистов, как его компания борется с фальсификатом. И
пусть сторонники правового государства возмущенно доказывают, что такие методы
недопустимы. Иного эффективного решения они все равно не предлагают.
Между тем М.Волынец отмечает, что именно
угольный госсектор сильно криминализирован в части сбыта. Кроме того, очевидно,
что только приватизация может положить конец нарастанию убытков в госуглепроме,
покрываемых дотациями из госбюджета. Природа этих убытков опять-таки является
потенциальным предметом интереса правоохранительных органов. Здесь же можно
ограничиться сухой констатацией фактов.
По итогам января-марта у госшахт себестоимость
угль выросла на 9,2% к аналогичному периоду 2012, до 1430 грн./тонн. Тогда как
цена реализации уменьшилась на 23%, до 503 грн./тонн. Учитывая, что всего ГП за
3 мес. произвели 3,974 млн тонн товарной продукции, получим консолидированный
убыток 3,684 млрд грн. Из госбюджета на его покрытие поступило 3,224 млрд грн.
Таким образом, при сохранении существующей
динамики потребуется в 2013 потратить из госбюджета 14,736 млрд грн. на
поддержку работы госшахт. Между тем предполагалось, что за счет приватизации
угледобывающих ГП расходы госбюджета на их поддержку в текущем году должны
сократиться на 4,7 млрд грн.
Продать нельзя оставить
Впрочем, продажа трех ГП пока все еще
возможна. Так, приказ тогдашнего главы Минэнергоугля Юрия Бойко №1004 от 13
декабря 2012 предусматривает проведение корпоратизации 13 угольных ГП.
Распоряжением Кабмина №198 от 1 апреля 2013 она откладывается для 10 ГП.
Методом исключения остаются "Львовуголь", "Шахтерскантрацит"
и "Торезантрацит". Пожалуй, только последнее объединение имеет шанс
заинтересовать потенциального инвестора.
Добываемый здесь уголь марки А обладает
наиболее высокой теплотворностью – 8575 ккал/кг, а содержание серы составляет
всего 1,3%, тогда как на подавляющем большинстве шахт оно доходит до 3,5%.
Кроме того, влажность угля только 4%, т. е. не требуются дополнительные расходы
на его подсушку. Угол падения пластов во всех 4 шахтах
"Торезантрацита" 6-9°, что подразумевает высокую степень механизации
добычи, а значит, хорошую производительность.
Если же взять "Львовуголь", там все
не так радужно. Содержание серы в местном угле – 2,07%, добывается он из
маломощных пластов толщиной 0,5-1 м, теплотворность его ниже, чем у донбасского
угля, зато зольность гораздо выше: 54,2% в 2012 против 39,9% в среднем по
отрасли. За 2011 официальные убытки ГП составили 231 млн грн. Поэтому найти
покупателей на такой актив, прямо скажем, непросто. Кстати, ежемесячный
"минус" "Шахтерскантрацита" – порядка 20 млн грн.,
покрываемый из госбюджета.
Вместе с тем очевидно, что выбрасываемые из
госбюджета миллиарды в основном просто "проедаются". А обеспечить
приток зарубежных инвестиций для развития отрасли профильное министерство не
сумело. Напомним, еще в сентябре 2010 тогдашний Минуглепром договорился с
Государственным банком развития Китая о финансировании модернизации украинских
госшахт на 1,03 млрд долл. Если бы это было сделано, госсектор получил бы
мощную базу для рывка под 100-105 млн тонн годовой добычи, в соответствии с
госпрограммой "Уголь Украины".
Но в том-то и дело, что только в сентябре
2011, т.е. год спустя, китайцы все же решились дать ГП "Луганскуголь"
85 млн долл. для шахты им.Мельникова – на закупку горно-проходческого
оборудования китайского производства. И все. Таким образом, реальный объем
кредитования оказался лишь 8,48% от задекларированного сторонами и дает
основания говорить о провале. Поэтому иного варианта, кроме приватизации, сгенерировать
прогресс углепрома у государства просто нет.
09.04.2013 МинПром |