Четверг, 05.12.2024, 00:45

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2012 » Сентябрь » 22 » Угольные проблемы вышли на поверхность
11:44
Угольные проблемы вышли на поверхность

 Августовский визит премьера Дмитрия Медведева в Кузбасс принес обильные плоды. Меньше чем через полмесяца профильные министерства должны в короткий срок подготовить предложения по решению важнейших проблем угольной отрасли.

Им предстоит найти ответы на вопросы, которые на совещании с премьер-министром задавали руководители ведущих угольных компаний и другие заинтересованные лица. В частности, ФСТ, Минпромторгу, Минэкономразвития, Минтрансу и Минэнерго поручено вместе с РЖД и угольными компаниями проработать вопрос о внесении изменений в порядок расчета тарифов, в том числе о применении корректирующих коэффициентов.

Минфин, Минэнерго, Минэкономразвития и Минприроды изучат предложение о введении механизма налогового стимулирования для освоения труднодоступных угольных месторождений Дальнего Востока и Восточной Сибири, включая установление по аналогии с нефтяниками налоговых каникул по НДПИ на начальном этапе освоения таких месторождений. Минэнерго, Минэкономразвития и Минприроды проработают перспективы сооружения угольных электростанций для экспорта энергии в Китай.

И наконец, Минфину и Минэкономразвития поручено рассмотреть возможность возобновления практики субсидирования процентной ставки по кредитам для предприятий угольной промышленность с учетом обязательств перед ВТО.

Тарифный компромисс найдут вместе

Российская угольная промышленность в ближайшее двадцатилетие будет расти за счет наращивания угледобычи в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Спрос на российский уголь на внешнем рынке также будет расти в первую очередь за счет стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В соответствии с Программой развития угольной отрасли РФ, к 2030 году через порты Дальнего Востока будет отгружаться до 65‑70 миллионов тонн угля в год. Но уже в ближайшие годы этот рост может застопориться по причине ограниченных пропускных способностей железных дорог. В первую очередь это относится к Транссибу, БАМу и Дальневосточной железной дороге, сообщил министр энергетики Александр Новак. При этом развитие железнодорожной инфраструктуры требует тщательно просчитанной инвестиционной политики РЖД, так как цены на уголь пошли на снижение, а тариф на железнодорожные перевозки уперся в свой потолок.

– Мы находимся на хорошей современной шахте «Листвяжная», которая работает в убыток и ничего не можем сделать, потому что цены на внешнем рынке не покрывают затрат, которые у нас существуют, – говорит президент холдинга СДС Михаил Федяев. – У нас 55‑60 процентов стоимости – затраты на перевозку.

Аналогичные расчеты приводит и Минэнерго, при этом, по данным министерства, транспортные расходы в нефтяной отрасли составляют менее 10 процентов, в алюминиевой промышленности – от 10 до 20 процентов, в металлургии – менее 20 процентов. При этом с сентября 2011 года по май 2012-го цены на энергетический уголь упала со 119 до 89 долларов США.

– Расходы съедают всю цену, – подтвердил Александр Новак.

Наиболее рациональный, по мнению Минэнерго, подход к корректировке тарифной политики – это введение дифференцированной ставки тарифа, которая будет повышаться в условиях роста цен на уголь и снижаться при падении цен. Глава министерства считает, что такой подход выгоден и РЖД.

– Это дорога со встречным движением, поскольку на долю угля приходится 25 процентов перевозок РЖД. Если тариф остается неизменным при падении цен на уголь, компании могут просто перестать возить уголь.

Свое решение тарифной проблемы выдвинул и Минтранс, предложивший проиндексировать железнодорожный тариф на 2013 год на 7 процентов, а дополнительные средства привлекать через иные источники финансирования – такие, как кредиты.

Угольный рост нуждается в связях

Но транспортировка российского угля в страны АТР – не единственная возможность расширения экспортного направления за счет восточных рынков. Как напомнил во время кузбасского визита Дмитрия Медведева гендиректор компании СУЭК Владимир Рашевский, существует и альтернативный путь – это широкомасштабный экспорт электроэнергии в Китай:

– Строительство электростанций на нашей территории – это большая тема, которая несколько лет назад обсуждалась и затихла. Надо сказать «да» или «нет», «будет» или «не будет», но этот проект заслуживает внимания.

Впрочем, аналогичная проблема транспортировки электроэнергии, выработанной с помощью угольной генерации, актуальна и в масштабах России.

– С точки зрения электроэнергетики, Сибирская зона и зона Европы и Урала – это два плохо связанных между собой рынка, – констатирует господин Рашевский. – Именно поэтому в Сибири у нас самая дешевая электроэнергия в мире, в то время как цены в Европе и на Урале в два раза больше. В горизонте десятилетия это могло бы создать основу для дополнительного потребления 30‑40 и более миллионов тонн. Не надо возить уголь для внутреннего потребления по железным дорогам. Надо электроэнергию передавать по проводам.

А что же угольная генерация и промышленные потребители? По мнению главы СУЭКа, они дают недостаточный рост:

– Энергетика, которая является основным источником спроса, предполагает рост за двадцать лет всего на 20 миллионов тонн. Это 1 миллион тонн в год при базе в 300 миллионов тонн. Количество строящихся угольных электростанций можно сосчитать по пальцам одной руки. Увеличение потребления в угольной отрасли, чуть‑чуть металлургия – это все хорошо, но это принципиально картины не меняет.

Корни роста

В числе предложенных на проработку профильных министерств тем вошли также вопросы оплаты труда и социальные вопросы, включая возможность увеличения по согласованию с профсоюзами ежедневной смены шахтеров с шести до восьми часов, предоставление права монетизировать неиспользованные дни отпуска свыше установленного законом минимума в двадцать восемь суток.

Но, как считает председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук, угольные «генералы» озабочены скорее интенсификацией шахтерского труда, чем стимулированием угольного роста благодаря повышению оплаты труда шахтеров.

– На сегодняшний день средняя заработная плата в угольной отрасли34 328 рублей, при том, что средняя зарплата по России – 24 755 рублей, – подчеркивает глава Росуглепрофа. – В лучшем случае в забое оплата труда доходит до 50‑60 тысяч рублей. Вот где зарыта мотивация к труду, к кадрам, ко всему остальному. Согласитесь, что мало кто из молодых идет туда работать. Сегодня 24 процента работающих в угольной отрасли – пенсионеры. Если они завтра уволятся, то многие шахты остановятся.

 http://www.eprussia.ru 15.09.2012

Просмотров: 424 | Добавил: vopeople | Теги: Угольная отрасль России | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0