Пятница, 30.07.2021, 12:47

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2011 » Июль » 19 » Угольный сегмент: проблемы остались в прошлом?
16:34
Угольный сегмент: проблемы остались в прошлом?

Представители угольной отрасли рассчитывают отыграть свои позиции в текущем году. Основная надежда компаний – растущие от месяца к месяцу показатели экспорта. Помешать экспортному взрыву могут лишь традиционные проблемы данной промышленности – ограничения инфраструктуры и дефицит вагонного парка.
Переходный период отрасли, начавшийся после экономического кризиса, постепенно закончился. В I полугодии текущего года участники и эксперты рынка отмечают рекордные показатели роста перевозок данной номенклатуры. «В первой половине 2011-го перевозки каменного угля железнодорожным транспортом выросли на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем в мае – июне они оказались рекордными для этих месяцев за последние 10 лет», – отмечает ведущий аналитик компании Brunswick Rail Андрей Цыганов.

Причины активного роста всей отрасли заключаются в экспортном драйвере, в то время как внутренние перевозки в течение I полугодия 2011 года незначительно снизились (на 3%). За прошедшие 6 месяцев, указывает А. Цыганов, объемы вывозимого угля увеличились более чем на 9%. «Динамика спроса на российскую продукцию в мире выросла в результате существенного снижения предложения со стороны Австралии после стихийных бедствий», – заключает А. Цыганов. Как результат – цена на уголь при отгрузке в дальневосточных портах в адрес азиатских потребителей на 10–15% выше, чем в южных и северо-западных портах России.

Напомним, что еще в 2006–2007 годах основной поток грузов на сети РЖД шел с Западно-Сибирской железной дороги в направлении западных границ и портовых терминалов европейской части России. Ежегодный рост здесь составлял порядка 30–40%, в то же время дальневосточные порты простаивали незагруженными. Сегодня картина рынка кардинально изменилась. «В последние два года наблюдалась тенденция по переориентированию грузопотока на восточное направление, что, во-первых, объяснялось конъюнктурой рынка: спрос на Востоке (а следовательно, и цены на уголь) был существенно выше, чем на Западе. Во-вторых, СУЭК перевела с западного направления на собственный терминал в порту Ванино значительную долю экспортных объемов», – комментируют ситуацию в Первой грузовой компании.

В ЦФТО ОАО «РЖД» отмечают, что подобные проблемы, с которыми уже не первый год отправители угля сталкиваются на Дальнем Востоке, сегодня есть и в других регионах. «Таких сложных направлений становится все больше. К примеру, аналогичная ситуация сложилась и в Северо-Кавказском регионе, куда идет груз для Олимпиады 2014 года. Здесь тоже существует множество узких мест, и мы регулярно ломаем голову над решением двух задач: как не допустить образования пробок и как увеличить пропускную способность дороги. Перегруженными становятся и магистрали, ведущие к западноевропейским границам и портам», – отмечают специалисты ЦФТО. Такая ситуация характерна для всей сети ОАО «РЖД», говорят крупные грузоотправители.

Каждый год тот или иной участок железной дороги становится бутылочным горлышком. Поэтому периодические заторы возникают и рассасываются по всей территории страны. Нельзя выделить какой-то отдельный полигон, где не бывает узких мест вообще. «Например, наиболее болезненными для угольщиков, помимо Дальнего Востока, являются Северо-Запад и регион Северного Кавказа, где летнее увеличение пассажирских рейсов серьезно бьет по пропускной способности железных дорог в отношении грузовых поездов», – комментируют ситуацию в компании «Мечел».

По прогнозам операторов, перегруз инфраструктуры и рост числа пробок на западном направлении подтверждается еще и тем, что в текущем году рынок ожидает роста цен на уголь на Западе до конца лета на 3–5%. Это, в свою очередь, позволяет прогнозировать и рост интереса угольщиков к данному направлению. Впрочем, по мнению представителей ПГК, перерабатывающие способности портов и пропускная способность железных дорог здесь, за редким исключением, выше, чем на восточном направлении.

Отдельно следует отметить турецкий рынок, заинтересованный и в энергетическом, и сортовом угле. Ситуация для отечественных компаний здесь складывается благоприятная – ожидается рост отправок в этом направлении. Уголь идет на юг и в том числе через речные порты, где загружается на суда класса "река-море”. В частности, в настоящее время активно работают Ростовский и Таганрогский порты. Несколько проигрывают украинские терминалы, несмотря на то что ставки на перевалку здесь значительно ниже, чем, например, в дальневосточном направлении. Сдерживающим фактором остаются железнодорожные тарифы по территории Украины. «Они были скорректированы, но чтобы дозагрузить порты, угольщикам требуются несколько большие преференции», – сетуют в ПГК.

Прогнозируя итоги работы в текущем году, Александр Сапронов, генеральный директор ООО «Независимая транспортная компания», отметил, что в соответствии с планами НТК в II полугодии 2011-го объемы перевозок угля и кокса увеличатся на 10–15%. В ОАО «РЖД» считают, что по итогам текущего года удастся перевезти 304 млн тонн угля (+6% к 2010 г.).

Мария Шевченко

 http://www.rzd-partner.ru/comments/2011/07/18/367678.html

Просмотров: 191 | Добавил: vopeople | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0