Расширение Транссиба может стоить им
всей экспортной маржи
Минтранс предложил повысить
железнодорожный тариф при перевозке угля на экспорт. Надбавка может составить,
по разной информации, от 20 до 30%. Дополнительные деньги нужны РЖД, чтобы
увеличить пропускную способность участка Транссиба Тайшет—Междуреченск, без
чего не смогут заработать крупные угольные проекты в Туве. Угольщики уже начали
подсчитывать убытки: ежегодные потери только предприятий Кузбасса могут составить
19 млрд руб.
Министерство транспорта вынесло на
обсуждение возможность введения 20-процентной надбавки на экспортную перевозку
угля, рассказали "Ъ" источники в ведомстве, РЖД и ряде угольных
компаний. По данным "Интерфакса", предложено 30-процентное повышение
тарифа, а идея озвучена 18 августа на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака.
По словам одного из топ-менеджеров РЖД,
на том совещании должен был обсуждаться вопрос о реализации проекта по
строительству новой железнодорожной линии Кызыл—Курагино протяженностью 409 км,
которая ведет к месторождениям Улуг-Хемского угольного бассейна в Туве. Там
готовятся начать добычу угля Evraz Group Романа Абрамовича и Александра
Абрамова, "Северсталь" Алексея Мордашова и ЕПК Игоря Алтушкина и
Руслана Байсарова. Без этой железнодорожной ветки реализация тувинских проектов
невозможна. Но обсуждение в итоге свелось к разговору об источниках
финансирования развития уже существующего участка Красноярской железной дороги
— Тайшет—Междуреченск (к нему будет подключена ветка Кызыл—Курагино).
Дело в том, что уже сейчас Транссиб
испытывает дефицит провозных емкостей, а в ближайшее десятилетие, по расчетам
РЖД, грузооборот должен вырасти на 86,7 млн тонн, то есть в 1,7 раза к текущему
уровню. В этом году РЖД объявили о начале проекта комплексного развития участка
Междуреченск—Тайшет, в ходе которого должно быть построено 145 км вторых путей
и обновлены основные объекты инфраструктуры. На эти цели в 2011-2013 годах
монополия выделит 4,4 млрд руб. Но источник "Ъ" в РЖД говорит, что
общая стоимость расширения Транссиба на этом участке — больше 120 млрд руб. Без
увеличения пропускной способности участка Тайшет—Междуреченск реализация
угольных проектов в Туве может затрудниться. В связи с тем, что проект
Кызыл—Курагино завязан на обновлении и расширении участка Транссиба, Минтранс
предложил повысить в следующем году стоимость перевозки экспортного угля.
Повышение тарифа коснется в основном
компаний Кузбасса, где сосредоточены основные угледобывающие мощности.
Крупнейшие из работающих в Кемеровской области компаний —
"Кузбассразрезуголь" (КРУ), Сибирская угольная энергетическая компания
(СУЭК), "Южный Кузбасс" группы "Мечел",
"Южкузбассуголь" и "Распадская" (на 100 и 40%
соответственно принадлежащие Evraz), "СДС-уголь",
"Сибуглемет", Кузбасская топливная компания.
Суммарный объем производства кузбасских
предприятий в 2010 году составил 185 млн тонн (более 60% от общего объема
добычи по стране). На экспорт было поставлено порядка 80 млн тонн угля, уточнил
источник "Ъ" в администрации Кемеровской области.
Никто из кузбасских угольщиков вчера не
захотел обсуждать инициативу Минтранса. В то же время, по информации источников
"Ъ", в защиту угледобывающих компаний уже выступил губернатор
Кемеровской области Аман Тулеев. В начале недели он направил письмо
премьер-министру Владимиру Путину, в котором просит "более тщательно
проработать предложения по дополнительной индексации железнодорожных тарифов".
В письме утверждается, что "реальный рост железнодорожного тарифа для угля
в 2011 году уже составил 25-30%". По данным господина Тулеева,
рентабельность экспорта угля "даже для лучших предприятий" составляет
15-16%. "Повышение тарифа на экспортные перевозки угля на 20% приведет к
изъятию из угольной отрасли Кузбасса 19 млрд руб. в год",— пишет
губернатор региона.
По оценкам источников "Ъ" в
угольной отрасли, повышение тарифа затронет в основном производителей
энергетического угля. Сейчас железнодорожная составляющая в экспортной цене
энергетического угля в порту отгрузки (FOB) составляет 40% (в цене коксующегося
— менее 20%). Себестоимость продажи энергетических углей в порту составляет
$90-105 за тонну плюс порядка $10 — расходы на морскую транспортировку,
уточняет Борис Красноженов из "Ренессанс Капитала". При текущей цене
угля на уровне $125 за тонну в Европе и $149 в Китае рентабельность экспортных
продаж составляет 20-30%, подсчитал Олег Петропавловский из БКС. Если общий
тариф поднимут на 20%, рентабельность поставок в Европу будет стремиться к
нулю, если на 30% — экспорт и вовсе станет бессмысленным.
Газета "Коммерсантъ", №157 (4698),
25.08.2011
|