Суббота, 04.04.2020, 12:53

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2011 » Август » 26 » Угольщикам предлагают скинуться
21:37
Угольщикам предлагают скинуться

Расширение Транссиба может стоить им всей экспортной маржи

Минтранс предложил повысить железнодорожный тариф при перевозке угля на экспорт. Надбавка может составить, по разной информации, от 20 до 30%. Дополнительные деньги нужны РЖД, чтобы увеличить пропускную способность участка Транссиба Тайшет—Междуреченск, без чего не смогут заработать крупные угольные проекты в Туве. Угольщики уже начали подсчитывать убытки: ежегодные потери только предприятий Кузбасса могут составить 19 млрд руб.

Министерство транспорта вынесло на обсуждение возможность введения 20-процентной надбавки на экспортную перевозку угля, рассказали "Ъ" источники в ведомстве, РЖД и ряде угольных компаний. По данным "Интерфакса", предложено 30-процентное повышение тарифа, а идея озвучена 18 августа на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака.

По словам одного из топ-менеджеров РЖД, на том совещании должен был обсуждаться вопрос о реализации проекта по строительству новой железнодорожной линии Кызыл—Курагино протяженностью 409 км, которая ведет к месторождениям Улуг-Хемского угольного бассейна в Туве. Там готовятся начать добычу угля Evraz Group Романа Абрамовича и Александра Абрамова, "Северсталь" Алексея Мордашова и ЕПК Игоря Алтушкина и Руслана Байсарова. Без этой железнодорожной ветки реализация тувинских проектов невозможна. Но обсуждение в итоге свелось к разговору об источниках финансирования развития уже существующего участка Красноярской железной дороги — Тайшет—Междуреченск (к нему будет подключена ветка Кызыл—Курагино).

Дело в том, что уже сейчас Транссиб испытывает дефицит провозных емкостей, а в ближайшее десятилетие, по расчетам РЖД, грузооборот должен вырасти на 86,7 млн тонн, то есть в 1,7 раза к текущему уровню. В этом году РЖД объявили о начале проекта комплексного развития участка Междуреченск—Тайшет, в ходе которого должно быть построено 145 км вторых путей и обновлены основные объекты инфраструктуры. На эти цели в 2011-2013 годах монополия выделит 4,4 млрд руб. Но источник "Ъ" в РЖД говорит, что общая стоимость расширения Транссиба на этом участке — больше 120 млрд руб. Без увеличения пропускной способности участка Тайшет—Междуреченск реализация угольных проектов в Туве может затрудниться. В связи с тем, что проект Кызыл—Курагино завязан на обновлении и расширении участка Транссиба, Минтранс предложил повысить в следующем году стоимость перевозки экспортного угля.

Повышение тарифа коснется в основном компаний Кузбасса, где сосредоточены основные угледобывающие мощности. Крупнейшие из работающих в Кемеровской области компаний — "Кузбассразрезуголь" (КРУ), Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК), "Южный Кузбасс" группы "Мечел", "Южкузбассуголь" и "Распадская" (на 100 и 40% соответственно принадлежащие Evraz), "СДС-уголь", "Сибуглемет", Кузбасская топливная компания.

Суммарный объем производства кузбасских предприятий в 2010 году составил 185 млн тонн (более 60% от общего объема добычи по стране). На экспорт было поставлено порядка 80 млн тонн угля, уточнил источник "Ъ" в администрации Кемеровской области.

Никто из кузбасских угольщиков вчера не захотел обсуждать инициативу Минтранса. В то же время, по информации источников "Ъ", в защиту угледобывающих компаний уже выступил губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. В начале недели он направил письмо премьер-министру Владимиру Путину, в котором просит "более тщательно проработать предложения по дополнительной индексации железнодорожных тарифов". В письме утверждается, что "реальный рост железнодорожного тарифа для угля в 2011 году уже составил 25-30%". По данным господина Тулеева, рентабельность экспорта угля "даже для лучших предприятий" составляет 15-16%. "Повышение тарифа на экспортные перевозки угля на 20% приведет к изъятию из угольной отрасли Кузбасса 19 млрд руб. в год",— пишет губернатор региона.

По оценкам источников "Ъ" в угольной отрасли, повышение тарифа затронет в основном производителей энергетического угля. Сейчас железнодорожная составляющая в экспортной цене энергетического угля в порту отгрузки (FOB) составляет 40% (в цене коксующегося — менее 20%). Себестоимость продажи энергетических углей в порту составляет $90-105 за тонну плюс порядка $10 — расходы на морскую транспортировку, уточняет Борис Красноженов из "Ренессанс Капитала". При текущей цене угля на уровне $125 за тонну в Европе и $149 в Китае рентабельность экспортных продаж составляет 20-30%, подсчитал Олег Петропавловский из БКС. Если общий тариф поднимут на 20%, рентабельность поставок в Европу будет стремиться к нулю, если на 30% — экспорт и вовсе станет бессмысленным.

Газета "Коммерсантъ", №157 (4698), 25.08.2011

Просмотров: 175 | Добавил: vopeople | Теги: Угольная отрасль России | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0