Российские
производители в среднесрочной перспективе обещают полностью обеспечить
потребность украинского рынка в импорте коксующегося угля. Уже сейчас они
отмечают уверенное восстановление отрасли, обусловленное реанимацией металлургии.
А в текущем году, согласно расчетам компаний, добыча коксующегося угля в Российской
Федерации превысит докризисный уровень.
Так,
если в 2009 году показатель снизился до 45 млн тонн по сравнению с 50 млн тонн
в предыдущий период, то в 2010 году ожидаются уже 59 млн тонн. Для сравнения –
в пиковом для мирового ГМК 2007 году в РФ было добыто 54 млн тонн коксующегося
угля. Следует отметить, что при этом доля качественного сырья (НСС) с низким
содержанием вредных примесей в нынешнем году возрастет до 40 млн тонн по
сравнению с 31 млн тонн в 2008-2009 годах.
Но
и это не предел. К 2015 году добыча
коксующегося угля в РФ увеличится уже до 78 млн тонн, из которых 48 млн
придется на качественный уголь. Предполагается, что это произойдет за счет
наращивания текущих мощностей и освоения новых месторождений: Эльгинского
(уголь марки К и КЖ), Элегестского (ГЖ, Ж) и Межегейского (ГЖ, Ж).
При
этом, как отмечает руководитель блока маркетинга компании
"Северсталь-ресурс" Павел Нехворощ, потребление коксующегося угля
российскими металлургами к 2015 году будет расти гораздо более скромными
темпами: всего лишь на 7,6 млн тонн, в том числе на 5,5 млн тонн угля НСС и на
1,9 млн – прочего коксующегося угля по сравнению с текущим годом. "За счет
этого в 2015 году экспорт коксующегося угля сможет увеличиться в два раза, до
31 млн тонн по сравнению с прогнозным значением текущего года в 15,1 млн
тонн", – полагает П.Нехворощ. Тем не менее, согласно его расчетам, прирост
экспортных поставок угля НСС будет уступать низкокачественным маркам: 5,4 млн
тонн против 10,5 млн тонн.
Коммерческий
директор ОАО "Алтайкокс" Евгений Пономарев уточняет, что для полной
загрузки существующих в РФ коксохимических мощностей необходимо, чтобы все
имеющиеся в стране доменные печи работали на 92% от максимальной производительности.
В настоящее время они имеют значительную недозагрузку, поэтому коксохимики не
будут существенно увеличивать закупки сырья.
Не
следует также забывать, что за период кризиса в РФ из эксплуатации были выведены
11 коксовых батарей суммарной мощностью 6 млн тонн в год. Это также уменьшает
емкость внутреннего рынка коксующегося угля. Кроме того, есть у россиян и другие
основания для наращивания экспортного потенциала по коксующемуся углю. Поскольку
по балансовым запасам коксующегося угля РФ находится на втором месте в мире, по
добыче – на третьем, а по экспорту – лишь на пятом.
При
этом основным направлением экспорта российские производители считают Украину.
Здесь только в текущем году коксохимики прогнозируют дефицит коксующегося угля
в размере 8,7 млн тонн – исходя из заявленных планов по добыче на украинских
шахтах.
Как
известно, основными поставщиками коксующегося угля в РФ являются объединения
"Якутуголь" и "Воркутауголь", входящие в группы
"Мечел" и "Северсталь". Для первых в силу географического
положения главным экспортным рынком являются страны Юго-Восточной Азии, для
вторых – Украина и Европа.
Для
сравнения: затраты на логистику при транспортировке коксующегося угля на
украинские предприятия для объединения "Воркута-уголь" составляют 38
долл./тонна, которые полностью приходятся на железнодорожный тариф. Тогда как
при поставке в Японию этот показатель увеличивается до 57 долл./тонна, из
которых 47 долл./тонна приходится на железнодорожный тариф и 10 долл./тонна –
на морской фрахт.
В
свою очередь, доставка коксующегося угля в Украину из Северной Америки с PBS
Coals обойдется Северсталь-ресурсу уже в 97 долл./тонна, в том числе 59
долл./тонна – железнодорожный тариф на двух континентах и 38 долл./тонна –
фрахт. А австралийские производители на доставку коксующегося угля в Японию
тратят на транспорт лишь 30 долл./тонна, из которых 15 долл. приходится на
фрахт и столько же – на железнодорожные перевозки. Это означает, что
конкурировать с австралийцами "Воркута-уголь" не может. "Таким
образом, Украина остается для нас основным направлением экспорта", –
резюмирует П.Нехворощ.
Следует
также отметить, что значительный объем добычи коксующихся углей в РФ приходится
на предприятия Кузбасса. Оттуда Южкузбассуголь и Кузбассразрезуголь с примерно
одинаковой долей транспортной составляющей в себестоимости могут экспортировать
продукцию как в юго-восточном, так и в западном направлении. Однако после
недавней крупной аварии на шахте "Распадская" очевидно, что их ресурс
будет полностью востребован уральскими и сибирскими метпредприятиями.
А
генеральный директор научно-производственного объединения "Укркокс"
Анатолий Старовойт сомневается в реальности покрытия дефицита коксующегося угля
в Украине за счет российского импорта. "Череповецкий меткомбинат заберет у
"Воркутыуголь" весь объем", – полагает он. Поэтому, по мнению
А.Старовойта, ключ к решению сырьевой проблемы отечественных коксохимиков лежит
в развитии добычи на украинских шахтах, а также в использовании для
производства кокса углей двойного назначения (газовой группы).
Игорь
Воронцов 31.05.2010 18:31
|