Интервью с гендиректором «Распадской» Геннадием
Козовым
Кризис заставил «Распадскую» поменять
географию своих поставок. Буквально за год удалось наладить сотрудничество с
азиатскими покупателями. О том, как компания будет развивать новое для себя
направление и выстраивать отношения с российскими партнерами, корреспонденту
РБК daily ГАЛИНЕ КАМНЕВОЙ рассказал генеральный директор «Распадской» ГЕННАДИЙ
КОЗОВОЙ.
— Не так давно
«Распадская» выпустила операционные результаты за первый квартал 2010 года, в
которых говорится, что компания видит восстановление спроса на свою продукцию.
Как вы оцениваете состояние рынка сейчас?
— Локомотивом роста в конце года стал
Китай. Спрос на российских металлургических предприятиях сегодня
восстанавливается, мы уже в четвертом квартале прошлого года восстановили
100-процентный спрос на нашу продукцию, в таком же режиме работаем и первые
четыре месяца этого года. Спрос, соответственно, повышает и цены.
— Цена для российских
производителей на второй квартал уже установлена. По какому принципу вы формируете
цену?
— По объемам у нас подписаны
долгосрочные контракты с основными российскими металлургическими компаниями.
Что касается цен, то иногда их подталкивают сами российские металлурги, как было
в докризисные годы, когда рос спрос на металлы. Сейчас цены внутреннего и
внешнего рынков примерно равны. Экспортные цены с апреля 2010 года формируются
контрактами международных игроков.
— На твердый коксующийся
уголь с апреля установлена цена 200 долл. на ФОБ Австралии. А у вас какие цены
на экспорт?
— Мы продаем уголь полутвердых марок,
поэтому делаем скидку за качество, по ряду наших контрактов она составляет
8—8,5%. Примерно 130 долл. на FCA Междуреченск, это хорошая цена.
— С российскими компаниями
сейчас контракты в основном долгосрочные?
— Они были подписаны до 2011 года, эти
объемы так и выполняются. До кризиса цены были годовые, и это устраивало обе
стороны, потом стали месячные, теперь — квартальные.
— Сейчас вы готовы
заключить долгосрочный контракт?
— Трудно сказать именно сегодня, но в
течение следующего года, вероятно, да.
— Кризис изменил географию
поставок, вы сейчас много в Азию стали поставлять. С кем там планируете сотрудничать?
— До кризиса основные поставки были
потребителям в России и на Украине, частично еще в Восточной Европе. В кризис
внутренний спрос упал более чем в два раза, Украина около пяти месяцев вообще
не покупала российский уголь. Поэтому мы были вынуждены переориентироваться на
экспорт и сегодня развиваем это направление. На сегодняшний день в Азии мы
установили долгосрочные отношения с корейскими металлургическими компаниями
POSCO, Hyundai Steel, китайской компанией Citic, китайским заводом
ThyssenKrupp, японскими металлургами, рядом других. Сегодня российские компании
достаточно обеспечены углем полутвердых марок, думаю, весь излишек пойдет в
Юго-Восточную Азию.
— В каком объеме будете
поставлять?
— Мы подписали с портом Восточным контракт на перевалку 2,5 млн т
на этот год. В следующем году объем может быть увеличен до 3,5 млн т. При этом
поставки в Юго-Восточную Азию у нас составят около 70% от всего экспорта.
Будем также отгружать уголь на основные коксохимические предприятия на Украине.
В будущем экспорт будет составлять 40—45% от всего объема продаж, сегодня он
уже более 30%.
— С кем еще ведете
переговоры на поставки?
— Всего на этот год мы заключили 18
контрактов, сейчас законтрактован весь объем, созданы хорошие коммерческие
отношения с перспективными клиентами в Юго-Восточной Азии. На будущее есть резерв
— Индия. Два года назад мы объехали четыре индийских завода, но по ряду причин
это не привело к заключению контрактов. Спрос на наш уголь существует, но нам
пока выгоднее работать с ближайшими партнерами — японскими и южнокорейскими
компаниями: два-три дня — и уголь у них в порту.
— Как будете доставлять
уголь и исполнять контракты для азиатских партнеров?
— В этом году мы провели переговоры и
заключили договор с РЖД, с Первой грузовой компанией. В будущем могут появиться
возможности российско-китайских погранпереходов: китайцы на границе хотят
соорудить терминалы по приему угля, руды и других грузов.
— Вы
говорили, что кризис изменил и географию поставок в Россию. Что сейчас с
российскими поставками?
— Все так же, просто поставки немного
сбалансировались. Магнитогорский металлургический комбинат, например, купил
«Белон», и мы те дополнительные 100 тыс. т, которые поставляли Магнитке, просто
перераспределили между другими компаниями. В любом случае внутренний рынок для
нас является приоритетным, мы ни одну компанию не оставляем без нашего угля.
Сейчас в России спрос на коксующийся уголь восстановился, металлургические
заводы уже работают на 100%.
— Какой объем поставок
приходится на Evraz?
— Сегодня на Evraz приходится около 20%.
Эта цифра каждый год примерно одна и та же — сначала грузили на два российских
металлургических завода, теперь добавились еще три украинских коксохима.
— Еще до кризиса вы
говорили, что у «Распадской» есть
программа развития до 2010 года, которая подразумевала к этому времени выход на
добычу до 17 млн т. Кризис поменял ваши планы?
— Программа дорабатывается с учетом
новых лицензий, технических возможностей и баланса спроса и предложения. Она
рассчитана до 2020 года и в ближайшее время будет представлена совету
директоров, потом станет публичной со всеми точными цифрами. На 2010 год
запланировано увеличение добычи и продаж на 15% к уровню 2009 года. Инвестиции
мы рассчитываем на основе ежегодного и ежемесячного планирования. Среди
основных проектов на ближайшее время окончание строительства шахты
«Распадская-Коксовая». Это самый крупный
пункт (41 млн долл.) нашей инвестпрограммы. Сейчас там выполнены основные
горнокапитальные работы, приобретается оборудование, которое необходимо при
подготовке лав и добычи. Запланировано строительство двух линий электропередачи
мощностью 110 кВ и двух подстанций вертикального ствола №6. Всего на 2010 год инвестпрограмма запланирована
в объеме 180 млн долл., что на 9% выше уровня 2009 года. Традиционно около
50% наших инвестиций мы направляем на капитальное строительство, остальные 50%
— на обновление и модернизацию оборудования.
— Совет директоров
рекомендовал выплатить дивиденды по итогам 2009 года. При этом прибыль компании
сократилась в 4,5 раза. Почему принято такое решение?
— У нас прибыль сократилась по сравнению
с базой 2008 года. Прибыль 2008 года мы практически не распределили из-за
кризиса, она являлась «подушкой безопасности», из которой на выполнение
обязательств использовали 2,4 млрд руб. Акционеры компании должны быть
довольны, 2,3% — хорошая доходность на акцию.
— У вас были планы по
объединению с «Южкузбассуглем», но не удалось договориться по цене. Думаете еще
с кем-то объединяться, кого-то приобретать?
— Мы никогда не исключали возможности
приобретений, некоторую работу ведем и сегодня. Как только будут приняты
решения — узнаете.
— У вас есть планы по
расширению производства за рубежом?
— Мы не исключаем такой возможности.
— Какие для «Распадской»
были социальные последствия кризиса?
— На каждом предприятии был создан антикризисный
комитет, разработаны мероприятия по снижению издержек. Временно был прекращен
прием на работу, сокращено рабочее время, снижены зарплаты на одну треть. В
таком режиме мы работали с октября 2008 года по август 2009 года. Всего сейчас
в компании вместе с московским офисом работают около 7,5 тыс. человек.
— Зарплаты уже повышаете?
— В четвертом квартале прошлого года мы
восстановили зарплаты на докризисном уровне, а с апреля этого года повысили на
12%.
— То есть средняя зарплата
сейчас составляет 25 тыс. руб.?
— Сегодня средняя уже более 30 тыс. руб.
— Еще до кризиса у вас
были размышления на тему листинга в Лондоне...
— Они остались.
— На какие площадки сейчас
смотрите? Про модный Гонконг не думали?
— В Гонконг мы ездили еще в 2007 году,
когда размещали еврооблигации, но тогда китайские инвесторы не были готовы к
российским компаниям. Вероятно, сейчас ситуация изменилась. Разместимся там,
где наши акции будут больше оценены. У нас есть хороший опыт IPO и
еврооблигаций, поэтому процесс подготовки сложностей не представляет.
— У вас помимо
«Распадской» есть личный бизнес, не связанный с углем. Почему для себя вы
выбрали другие сферы?
— У нас такая позиция: если занимаешься
углем, то он должен быть общим. Если я будут иметь свой угольный бизнес,
понятно, что я буду больше отвлекаться на него. Если у менеджмента когда-то и
были свои угольные проекты, то они со временем все равно присоединялись к
«Распадской».
«Распадская» — один из крупнейших
производителей коксующегося угля в России. Генеральный директор «Распадской»
Геннадий Козовой работает в компании уже больше 30 лет. Компания объединяет
группу предприятий, в составе которой несколько шахт, обогатительная фабрика, а
также предприятия транспортной и производственной инфраструктуры. В 2006 году
компания провела IPO, разместив на бирже 18% акций, остальные бумаги
принадлежат совместному предприятию Corber Enterprises Limited, совладельцами
которого на паритетных началах являются Evraz Group и руководство «Распадской».
По итогам 2009 года чистая прибыль «Распадской» упала в 4,5 раза, до 117,137
млн долл., выручка сократилась в 2,4 раза, до 497,047 млн долл.
23.04.2010 РБКdaily |