В Кузбассе на заседании Сибирского
межрегионального транспортного координационного совета угольщики и
железнодорожники обсудили проблему вывоза из макрорегиона добытого черного
золота, пишет Российская газета. Заседание проводил президент "Российских
железных дорог" Владимир Якунин, который приезжает в регион уже не первый
раз. Примечательно, что ровно десять лет назад на встрече в Междуреченске в
присутствии Якунина обсуждали ту же самую проблему - дефицита полувагонов. Та
встреча получилась особенно жаркой - угольщики и транспортники едва не сошлись
в рукопашной. Именно тогда многие угольные компании решили вкладывать деньги не
только в развитие подъездных железнодорожных путей к добывающим предприятиям,
но и приобретать собственные полувагоны, чтобы хоть как-то ослабить зависимость
от монополиста.
На этот раз совещание проходило
спокойнее, хотя в прошлом году транспортный кризис в Кузбассе вновь повторился.
За круглым столом собрались не только железнодорожники и руководители крупных
угольных компаний, но и депутаты Госдумы, а также представители Красноярского
края и Хакасии (вместе с Кузбассом эти регионы обеспечивают самый большой поток
грузов по железной дороге).
Без обоюдных претензий, впрочем, не
обошлось. Однако общее стремление найти выход из тупика все же преобладало. А в
том, что это тупик, сомнений нет.
Судите сами: Кемеровская область по
объему грузоперевозок по российским железным дорогам стоит на первом месте,
каждая пятая поставка идет из Кузбасса. В сутки "РЖД" должны
предоставить угольщикам восемь тысяч полувагонов, в месяц - 240 тысяч. И это
при годовой добыче угля в Кузбассе 192 миллионов тонн. К 2020 году объем добычи
вырастет до 214 миллионов тонн и тогда в сутки потребуется уже десять тысяч
вагонов.
Так вот, даже при нынешних объемах
добычи черного золота - на складах в Кузбассе скопилось десять миллионов тонн
невывезенного угля к 2020 году наступит полный коллапс.
Владимир Якунин остроты проблемы не
отрицает. Но причину ее видит не в дефиците подвижного состава, а в
неправильной организации работы.
- У нас сегодня вагонов больше, чем в
советское время. А грузов мы везем, за некоторым исключением, в полтора раза
меньше. И эта проблема связана с регулированием работы железнодорожного
транспорта, - уверен президент "РЖД".
Во-первых, между угольщиками,
железнодорожниками и транспортными компаниями до сих пор наблюдается
несогласованность действий. То на железной дороге возникают "пробки"
от заторов порожняка, то происходят срывы поставок, то угольщики не занимаются
внятным планированием. Во-вторых, на железной дороге действуют нормативы по
срокам доставки грузов из пункта А в пункт В, которые были разработаны еще
полвека назад. К примеру, по действующему нормативу на доставку угля из Кузбасса
в Прибалтику отводится 24 дня. Как подметил губернатор Кемеровской области Аман
Тулеев, если "все посчитать, поделить и умножить, то состав двигается по
нашим железным дорогам со скоростью семь километров в час". В-третьих,
невыгодно, когда составы, перевозящие уголь, обратно идут порожняком, либо
перевозчики заставляют угольщиков оплачивать обратный путь.
Остается надеяться, что хотя бы часть
проблем участники рынка сумеют решить уже в этом году. По крайней мере,
пересмотреть устаревшие нормативы и скоординировать планирование им вполне по
силам. Способствовать этому призвано и соглашение о взаимодействии и
сотрудничестве на 2012-2014 годы, которое кемеровские власти и "РЖД"
подписали по окончании заседания.
http://www.trans-port.com.ua
25.04.2012
|