«Мечел»
обсуждает с En+ выкуп его доли в порту «Ванино»
Группа «Мечел» Игоря Зюзина, в конце
прошлого года победившая в аукционе по продаже госпакета морского порта Ванино
(Хабаровский край), не хочет делить контроль над активом с владельцем крупного
пакета – En+ Group Олега Дерипаски. Как рассказал «Эксперту Online» источник,
близкий к переговорам, «Мечел» уже сделал предложение о выкупе доли En+ (21,6%
обыкновенных акций) – исходя из цены, которая была заплачена группой на
аукционе за контрольный пакет. По оценкам аналитиков, за свои акции En+ может
выручить до 4,6 млрд рублей.
Напомним, аукцион по продаже госпакета
акций в морском порту Ванино прошел 7 декабря, победителем тогда была признана
структура группы «Мечел» – компания «Мечел-транс». За 55% уставного капитала
(73,33% обыкновенных именных акций) ОАО «Ванинский морской торговый порт»
победитель предложил около 15,5 млрд рублей (при стартовой цене в 1,5 млрд
рублей). «Приобретение осуществлено в рамках стратегии по развитию
горнодобывающего дивизиона с целью расширения экспортных возможностей и
сокращения транспортных затрат компании в связи с планируемым увеличением
добычи угля», – сообщила тогда пресс-служба «Мечела». Итоги аукциона были
утверждены правительством РФ 29 декабря, в течение 35 дней после закрытия
сделки «Мечел-транс» обязан выставить миноритарным акционерам оферту.
Портовый актив крайне важен для
«Мечела». Ванино – один из крупнейших морских портов на Дальнем Востоке. По
итогам 2011 года грузооборот угля, металлов, бокситов и леса составил 5,9 млн
тонн. «Возможность того, что с небольшими затратами и без существенной
реконструкции мощности порта по перевалке углей можно уже в 2013 году нарастить
до 7 млн тонн в год, позволит нам существенно уменьшить затраты на инвестиции в
строительство собственного терминала в Ванино в ближайшие три-пять лет», –
отмечал генеральный директор ОАО «Мечел» Евгений Михель, добавляя, что за счет доступа
к перевалочным мощностям порта Ванино «Мечел» значительно расширяет свои
экспортные возможности в направлении АТР: «Порт находится всего в полутора
тысячах километрах от якутских угольных активов компании. Работа порта,
безусловно, даст нам больше возможностей регулировать логистику наших поставок,
расширить ассортимент экспортируемой продукции за счет больших складских мощностей,
минимизировать зависимость от конъюнктуры транспортного рынка. Отдельно хочу
отметить, что в результате этой сделки "Мечел" обеспечит себе
гарантированные объемы реализации угольной продукции группы, в том числе
производства Эльгинского угольного комплекса». «Это приобретение должно решить
проблемы экспортной инфраструктуры для Эльгинского месторождения и позволить
"Мечелу" не строить собственный порт с нуля, как предполагалось
ранее», – соглашались аналитики Sberbank Investment Research.
Единственный вопрос – за счет каких
средств «Мечел» сможет профинансировать не только сделку по покупке госпакета
акций порта, но и возможное приобретение пакета En+ и других миноритариев. Ведь
компания пребывает в сложном финансовом положении, имея более 9 млрд долларов
чистого долга при годовой выручке в 12,5 млрд и EBITDA в 2,4 млрд долларов. В
сентябре прошлого года «Мечел» даже заявлял о грандиозной распродаже своих
многочисленных активов, а также о возможности привлечения стратегического
инвестора в ключевой дивизион группы – добывающее подразделение «Мечел-майнинг»
(до 25% капитала).
Однако на этот вопрос компания уже
ответила. Как признавался Евгений Михель, «Мечел-транс» приобрел госпакет
Ванино вместе с неназванными партнерами, которые и профинансируют сделку; с
ними достигнуто соглашение о предоставлении компании недолгового фондирования
при условии, что «Мечел» будет управлять портом. «Цена за пределами понимания
опытных бизнесменов», – отмечал гендиректор Infranews Алексей Безбородов,
комментируя итоги аукциона. Исходя из этой логики, En+ на продаже своего пакета
сможет неплохо заработать. По словам Безбородова, партнеры – это южнокорейские
Posco и STX, с «Мечелом» у них подписаны соглашения о совместных проектах в
области металлургии, горной добычи и логистики (с STX – совместное развитие
морских терминалов на Дальнем Востоке и взаимодействие в области морских
перевозок). Таким образом, закредитованный «Мечел» станет единственным собственником
порта на деньги иностранных инвесторов.
Expert
Online» /17 янв 2013 |