Новые технологии позволяют более эффективно
использовать бурый уголь, которым так богата Украина.
В связи с сокращением запасов нефти и газа и
ростом цен на энергоносители, актуальным остается поиск новых энергоресурсов.
Одним из решений этой проблемы является создание альтернативных топливных
материалов на основе бурого угля, запасы которого в нашей стране достаточно
велики.
В мировой практике бурые угли уже давно
перерабатывают по новым эффективным технологиям, в том числе с получением
синтетического и водоугольного топлива. В то же время многочисленные
отечественные разработки по получению синтетического жидкого топлива и
водоугольной суспензии из бурых углей сейчас находятся, в лучшем случае, на
стадии пилотного проекта. Для внедрения таких проектов необходима поддержка
государства, которой, к сожалению, в данный момент нет.
Украинский бурый уголь
Запасы бурого угля Украины, по данным
Министерства угольной промышленности, оцениваются в 6-8 млрд т и в основном
сосредоточены в Днепровском буроугольном бассейне, а также на отдельных
месторождениях Харьковской, Черкасской, Житомирской, Кировоградской и
Полтавской областей. Из них достоверные запасы бурого угля составляют 2 млрд т,
из которых более 1 млрд т можно добывать безопасным и дешевым открытым
способом.
Наиболее перспективными считаются
Александрийское и Верхнеднепровское месторождения. Запасы бурого угля в
Александрийском месторождении — 485 млн т, в том числе 63 млн т для открытых
разработок. Запасы разведанных участков Верхнеднепровского месторождения
составляют 236 млн т для добычи открытым способом.
Украина имеет технологии и значительный опыт
добычи бурого угля, в отдельные годы в стране добывалось до 12 млн т. Однако
начиная с 1990 г., добыча бурого угля сокращалась быстрыми темпами и в
настоящее время фактически прекращена. К этому привело неэффективное управление
угледобывающими предприятиями, физическое старение оборудования, кризис
угледобывающей промышленности, отсутствие поддержки со стороны государства.
В марте текущего года завершился начатый еще
летом 2006 г. процесс ликвидации единственного в Украине предприятия,
занимающегося добычей, переработкой и сбытом бурого угля карьерным способом —
ОАО ГХК "Александрияуголь" (согласно приказу Минуглепрома №381 от
10.07.06 г.). Это означает фактическую ликвидацию добычи бурого угля и
буроугольной промышленности в Украине, поскольку основная добыча велась именно
в Александрии. В настоящее время практически вся инфраструктура бывшего
объединения "Александрияуголь" расхищена.
Однако возрождение отрасли еще возможно и необходимо,
но на качественно новом уровне.
Традиционное сжигание бурого угля на ТЭС —
вчерашний день. Действительно, как сырье для получения топлива и газа, бурый
уголь из-за своей дешевизны считался перспективным: месторождения угля
залегают, как правило, неглубоко от поверхности, поэтому добывать уголь можно
самым дешевым открытым способом, в разрезах.
Вместе с тем по своим характеристикам и
теплотворным свойствам бурый уголь уступает каменному углю: имеет повышенную
зольность и большое содержание летучих веществ, за счет чего бурый уголь
склонен к самовозгоранию. Традиционное сжигание бурого угля приводит к
загрязнению окружающей среды окислами азота и серы, другими вредными
веществами.
На сегодняшний день разработаны и успешно
эксплуатируются новые технологии, позволяющие более эффективно использовать
бурый уголь, нанося минимальный вред окружающей среде. В первую очередь — это
производство синтетического топлива и создание водоугольной суспензии.
Синтетическое топливо
Современная технология получения синтетических
жидких топлив из бурого угля включает три стадии.
На первой стадии осуществляется процесс ожижения
бурого угля. В размольно-смесительный аппарат загружается бурый уголь и
модифицирующие добавки. В процессе размола и гомогенизации компонентов смеси
осуществляется модификация бурого угля: изменяется высокомолекулярная
структура, состав фрагментов, разрушаются электронно-донорно-акцепторные связи,
что приводит к деполимеризации бурого угля и превращению его в жидкую
углеводородную смесь.
По физико-химическим свойствам полученная жидкая
углеводородная смесь является близкой к нефти.
Дальнейшая переработка жидкого бурого угля
осуществляется в условиях, аналогичных процессам переработки нефти.
Содержание минеральных веществ в буром угле
превышает их содержание в нефтяном сырье. При переработке бурого угля в
синтетическое жидкое топливо необходимо применение совершенных процессов
фракционирования и разделения углеводородной и минеральной составляющих.
На второй стадии осуществляется очистка жидкого
бурого угля от механических примесей, взвешенных частиц, солей, серы и других
компонентов, подлежащих удалению.
Третья стадия — углубленная переработка жидкого
бурого угля в синтетическое жидкое топливо.
Впервые синтетическое топливо из угля появилось в
Германии — в 1911 г. немецкий химик Ф.Бергиус получил из угля бензин. Дело в
том, что в Германии не было собственных месторождений нефти, а потребность в
топливе возрастала. Зато были одни из самых больших в Европе залежей бурого
угля, что и подвигло на проведение исследований с целью получения топлива
именно из этого ископаемого. Проблема была успешно решена усилиями немецких
химиков, и уже к 1941 г. Германия вырабатывала до 4 млн т жидкого топлива в
год.
В начале 70-х годов в ЮАР была создана группа заводов
"Сасол" по переработке угля в синтетическое жидкое топливо, что
позволило с меньшими потерями пережить эмбарго на поставки нефтепродуктов.
Сегодня компания "Сасол" перерабатывает около 47 млн т угля в год,
производя около 7 млн т жидкого топлива и имея годовую прибыль в сотни
миллионов долларов. Именно этой южноафриканской компании приписывают наивысшие
показатели с точки зрения уровня технологии и освоения масштабов производства.
После ЮАР наиболее масштабно и
высокотехнологично синтезировать моторное топливо начали в США. Восемь проектов
на различных стадиях реализации осуществляются в Китае, и все они предназначены
для полной замены традиционных видов топлива. В целом в Нигерии, Катаре,
Малайзии и США на стадии проектирования и строительства находятся около 50
объектов суммарной мощностью более 300 млн т топлива в год. К проблеме
подключились Япония, Индия, Польша, Индонезия, Пакистан. Общий объем официально
объявленных инвестиций в эту сферу превысил $15 млрд, а производство
синтетического топлива достигло 20 млн т в год.
В Украине проблемой синтеза топлива достаточно
глубоко занимается всеукраинская, научно-техническая организация Инженерная
Академия Украины (ИАУ), где разработано достаточное количество технологий и
способов переработки угля в синтетическое жидкое топливо.
Однако, по оценке вице-президента одесского
отделения ИАУ Анатолия Клименко, в нынешних условиях в нашей стране все
разработанные технологии производства синтетического топлива являются
экологически и экономически неоправданными. Альтернативой может служить
производство эмульсионного топлива из неэнергетического бурого угля.
Технология получения эмульсионного топлива
включает следующие основные стадии: ожижение бурого угля, стабилизацию
эмульсионной системы и очистку эмульсионной системы от механических примесей и
взвешенных частиц.
На первой стадии осуществляется процесс ожижения
бурого угля.
Вторая стадия — стабилизация эмульсионной
системы в кавитационном реакторе.
На третьей стадии осуществляется очистка
эмульсионной системы от механических примесей и взвешенных частиц. Очистка
осуществляется оригинальным, не имеющим аналогов, способом —
термо-гравитационной очисткой.
Установка термо-гравитационной очистки
эмульсионной системы не имеет вращающихся, изнашиваемых частей и фильтров,
отличается низкими энергетическими затратами и эксплуатационными расходами.
Полученная эмульсия имеет все необходимые
регламентированные физико-химические свойства. К таким свойствам относятся:
стабильность топливной системы в течение длительного времени, технологически
приемлемые значения реологических параметров — низкая вязкость, низкие значения
пределов текучести, отсутствие выраженных тиксотропных свойств, предельная
однородность каогуляционных структур.
Эмульсия отвечает основному требованию, которое
предъявляется к эмульсионным топливам, — в эмульсии содержится высокая
концентрация горючей основы, достаточной для обеспечения высокой калорийности
топлива.
Применение эмульсионного топлива повышает
экономичность энергоустановок как за счет снижения недожига, так и вследствие
уменьшения загрязнения рабочих поверхностей нагрева в котлах. Снижение недожига
обусловлено тем, что вода в зоне горения в виде перегретого пара способствует
более тонкому распылению углеводородной основы. Это приводит к практически
полному (99.7%) ее выгоранию и, как следствие, к существенному снижению в
отходящих газах сажи, бензопирена и вторичных углеводородов.
Эмульсионное топливо является экологически
чистым видом альтернативного жидкого топлива также и потому, что помимо
уменьшения в отходящих газах перечисленных выше вредных выбросов, при его
горении существенно снижается концентрация оксидов азота и серы.
Кроме этого, при сжигании эмульсионного топлива
существенно снижается нагар внутри топочных камер, на поверхности форсунок, а
также отложения в котлоагрегатах. Изменение механизма горения топливных
эмульсий приводит не только к увеличению их экологичности. Установленным фактом
является повышение общего КПД котла на 3-5%, а также существенная экономия
энергоресурсов.
Основные технологические процессы новой
технологии исследованы и испытаны на пилотных установках.
В целом подсчитано, что запасы бурого угля в
Украине, мощность угледобывающих шахт, разрезов и предприятий по первичной
переработке бурого угля позволят на этой сырьевой и производственной базе
организовать изготовление синтетического жидкого топлива в объеме 5 млн т в
год.
Однако до сегодняшнего дня проблема не
рассматривалась в контексте реального перевода ее из исследовательской стадии в
производственную.
Водоугольное топливо
Еще один способ получения топлива из угля —
создание водоугольной суспензии или водоугольного топлива (ВУТ).
Идея использования водно-угольных суспензий в
качестве топлива зародилась еще в 1950-х годах в Институте горючих ископаемых
АН СССР. Поиски технологии их приготовления и использования диктовались
необходимостью утилизации тонких угольных шламов, появившихся в больших
количествах при интенсивном развитии гидродобычи и гидротранспорта угля, а
также при обогащении углей мокрым способом. К решению проблемы были подключены
ведущие научно-исследовательские угольные институты страны. Для исследования
процессов приготовления и горения суспензий было построено несколько
экспериментальных установок. Аналогичные работы проводились тогда в США, ФРГ и
других странах.
В связи с открытием крупных месторождений нефти
и газа во всем мире и увеличением поступления этих энергоресурсов на мировые
рынки по доступным ценам, работы по внедрению водоугольных суспензий
замедлились. Интерес к ВУТ возобновился только к середине 70-х годов в связи с
мировым нефтяным кризисом.
Наибольшее количество научных организаций,
производственных фирм и корпораций было привлечено к проблеме в период
1979-1984 гг. Более 100 организаций в США, Швеции, Великобритании, Китае,
Японии, Канаде, Италии и других странах занимались изучением и внедрением ВУТ.
На базе их были созданы крупные международные корпорации Carbogel, Fluidgarbon
(Швеция), Co-Al (США), Densecoal (ФРГ) и другие, разработавшие многочисленные
составы и технологии приготовления и использования водоугольных суспензий.
Наиболее распространенной на сегодняшний день
считается технология когда ВУТ получают сухим измельчением предварительно
дробленного до менее 3 мм исходного угля в роторно-вихревой мельнице до частиц
размером менее 20 мкм.
В процессе измельчения одновременно производится
сепарация угля от минеральных компонентов и гидрофобизация частиц угля.
Последующее смешивание частиц угля с водой производится в гидравлическом
диспергаторе с получением коллоидной гидросмеси, содержащей 70-80 мас. % и
более твердой фазы с частицами менее 5 мкм.
В результате получается водоугольное топливо с
улучшенными физико-механическими, структурно-реологическими, теплофизическими и
экологическими свойствами для его длительного хранения, транспортировки и
сжигания в различных энергетических установках, включая дизельные и
газотурбинные.
Использование ВУТ позволяет в 1.5 - 3.5 раза
снизить вредные выбросы в атмосферу, а также повысить эффективность
использования топлива до 98%, при традиционном сжигании угля эффективность
составляет не более 60%. Самое главное достоинство данного топлива — его
дешевизна и экологичность. Стоимость готового ВУТ дешевле мазута в 2-4 раза и
не превышает 15-20% цены исходного угля на месте его добычи.
К тому же ВУТ пожаро– и взрывобезопасно.
Технологии его хранения и транспортировки просты и могут быть полностью
автоматизированы, перекачку можно осуществлять по трубопроводам аналогично
нефти. В отличие от мазутных цистерн, емкости, в которых зимой транспортируется
ВУТ, легко очищаются от остатков топлива.
Кроме того, перевод котельных на ВУТ обычно
занимает не более 7 мес., а при серийном изготовлении необходимого для этого
оборудования срок сократится вдвое. Экономия на выработке тепловой и электрической
энергии поможет окупить затраты на реконструкцию котельной из трех-четырех
котлов за 2.5 - 3 года.
ВУТ может быть использовано практически на любых
теплоэнергетических объектах.
Из недостатков ВУТ следует отметить высокое
содержание воды в суспензии, на испарение не менее 40% которой требуется
затратить энергию. Еще больших затрат требует непосредственно процесс
измельчения угля для получения самой суспензии: чтобы перемолоть 1 т угля
необходимо затратить 15 - 20 кВт электроэнергии. Наконец, при измельчении
жидких смесей износ оборудования и, следовательно, затраты на его амортизацию в
разы выше, чем при сухом помоле.
Но, несмотря на недостатки, вопрос об
использовании ВУТ в мировой практике не теряет своей актуальности. Работы по
совершенствованию и внедрению инноваций не прекращаются в Японии, Италии, США,
Канаде и других странах. В США реализуется программа использования угля в
промышленной и бытовой энергетике ("Чистый уголь") с общим объемом
финансирования $6 млрд на ближайшие 6-10 лет. Около 20% этой суммы направляется
на решение проблем, связанных с транспортировкой водоугольного топлива.
Повышенный интерес к использованию ВУТ проявляет
Япония, в частности, финансируя разработку месторождений бурого угля и
строительства заводов по его переработке во Вьетнаме и Индонезии. Китай в связи
с быстроразвивающейся экономикой ощущает дефицит нефтепродуктов, и чтобы не
быть зависимым от импорта нефти, активно внедряет технологии по эффективной
переработке угля в жидкое топливо. В настоящее время на разных стадиях
строительства и эксплуатации находится более сотни углеперерабатывающих
заводов. Потребителями ВУТ стали ТЭЦ, ранее работавшие на мазуте, а также
предприятия химической, металлургической, целлюлозно-бумажной и других отраслей
промышленности. Лидером по переработке угля в жидкое топливо является ЮАР, где
в жидкое топливо перерабатывают около 40 млн т угля в год.
В Украине же возможности масштабного
приготовления водоугольного топлива пока только изучаются.
Так, сотрудниками ГОАО НИПКИ "Углемеханизация"
(г.Луганск) в 2008-2009 гг. были апробированы пилотные проекты на базе шахты
"Должанская-Капитальная". По словам специалиста данного института
Виктора Кулибабы, во время исследования были решены все поставленные задачи и
получены необходимые результаты. В данный момент обсуждается вопрос
финансирования строительства узла для приготовления ВУТ непосредственно на
шахте. При этом срок окупаемости проекта составит всего 1 год. А по общим
оценкам Минуглепрома, внедрение новой технологии позволит ежегодно экономить
предприятию до 10 млн куб м природного газа.
Аналогичный проект по переработке угля в жидкое
топливо мог бы стать перспективным в Александрийском районе. Залежи угля там
имеют выгодное расположение, недалеко от крупной железнодорожной узловой
станции, а относительно недалеко расположенный Кременчугский НПЗ, в случае
реализации проекта по переработке угля в жидкое топливо, мог бы перерабатывать
водоугольную смесь на бензин и дизельное топливо. Другой вариант —
непосредственно возле места добычи угля можно построить ТЭС и использовать то
же самое ВУТ.
Институтом коллоидной химии и химии воды НАН
Украины также ведутся разработки по созданию ВУТ из бурого угля. Наиболее
перспективной, как считает доктор технических наук Анатолий Макаров, является получение
высококонцентрированной водоугольной суспензии (ВВУС), в которой дисперсной
фазой являются частицы угля размером менее 250 мкм, а дисперсионной средой —
вода.
Преимущества такого топлива — более высокая
теплота сгорания при меньшем расходе воздуха, а также высокая степень
выгорания. Минеральные компоненты угля при выгорании капли агломерируются,
образуя высокопористые сферы, что позволяет вести процесс с малым избытком
воздуха. Мелкодисперсные частицы золы укрупняются в прочные пористые ксеносферы
размером 0.3–0.5 мкм и легко задерживаются обычными механическими сепараторами.
Степень улавливания таких зольных агломератов достигает 95–99%, что
предотвращает загрязнение атмосферы. В зоне горения капель ВВУС происходит
восстановление окислов азота и серы, в результате чего в 1.5 – 2 раза сокращаются
выбросы этих газов по сравнению со сжиганием угля в пылевидном состоянии.
В настоящее время проект находится на стадии
лабораторных исследований.
К сожалению, ВУТ пока не используется в большой
энергетике, несмотря на то, что затраты на производство 1 МВтч э/э с
использованием такого топлива при транспортировке его углепроводами ниже, чем
при сжигании угля, доставленного железнодорожным транспортом, особенно на
дальние расстояния (при дальности доставки на 100 км до 12%, на 1 тыс км —
22-32%, 4 тыс км — 47-65 %). Дело в том, что использование ВУТ вместо сжигания
угля, газа, мазута требует крупных капиталовложений, особенно на первом этапе
его промышленного внедрения.
11.06.2010
|