Железнодорожная компания
"ЗапСиб-Транссервис" купила кэптивного оператора Кузбасской топливной
компании (КТК), получив, помимо более чем 3 тыс. вагонов, пятилетний контракт
на обслуживание 65% ее грузовой базы. Аналитики оценивают сумму сделки на
уровне $220-260 млн. Некрупный "ЗапСиб-Транссервис" смог не только
забрать актив в обход конкуренции с крупнейшими игроками, но и в значительной степени
обесценить в результате сделки "Сибуглеметтранс", который также
выставлен на продажу.
О том, что
"ЗапСиб-Транссервис" купил кэптивного оператора Кузбасской топливной
компании, "Ъ" рассказали источники на рынке. По их словам, сделка
была закрыта в начале марта. Гендиректор "ЗапСиб-Транссервиса" Андрей
Муравьев подтвердил, что недавно было приобретено 100% ООО "Кузбасская
транспортная компания", сумма сделки не раскрывается. В сделку вошли не
только 3120 вагонов, но и пятилетний контракт на 65% грузовой базы КТК.
Господин Муравьев уточнил, что для работы с Кузбасской топливной компанией
потребуется больше парка, чем приобретено в рамках сделки. "Будем задействовать
частично свои вагоны, вероятно, дополнительно привлекать с рынка",—
пояснил топ-менеджер. Он добавил, что теперь у оператора будет более 12 тыс.
вагонов, однако в планах на ближайшие два года — нарастить парк до 20 тыс.
В самой КТК также подтвердили, что свыше
60% ее грузовой базы теперь обслуживает "ЗапСиб-Транссервис", среди
других партнеров — Федеральная грузовая компания. В среднем КТК нужно более 10
тыс. вагонов в месяц — соответственно, на "ЗапСиб-Транссервис"
приходится порядка 6 тыс. "Не исключено, что в дальнейшем доля
"ЗапСиб-Транссервиса" составит 100% грузовой базы КТК, в соглашении
такой опцион есть",— рассказал источник "Ъ", знакомый с
ситуацией.
На начало 2013 года в парке ООО
"ЗапСиб-Транссервис" было 9356 вагонов (5347 в собственности, 4009 —
в аренде). За год компания перевезла 23,95 млн т грузов. Основной объем
пришелся на энергетический и коксующийся уголь, железорудное сырье, известняк,
черные металлы. По данным базы СПАРК, в 2011 году выручка составила 4,93 млрд
руб., чистая прибыль — 345 млн. Совладельцы — гендиректор Андрей Муравьев
(32,5%) и его бизнес-партнеры.
КТК — один из крупнейших производителей
энергетического угля в Западной Сибири. Ведет добычу угля на Караканском-Южном,
Виноградовском и Черемшанском разрезах. Объем продаж в 2012 году составил 10,2
млн т угля.
Руководитель департамента исследований
железнодорожного транспорта ИПЕМ Владимир Савчук считает, что сделка еще раз
подтверждает устоявшийся с 2012 года тренд: операторы ведут борьбу за грузовую
базу, а не за вагоны. "ЗапСиб-Транссервис" занимает прочные позиции
на региональном рынке, там он составляет серьезную конкуренцию крупнейшим
игрокам, добавил эксперт. Он оценивает Кузбасскую транспортную компанию на
уровне $220-260 млн, отмечая, что "ЗапСиб-Транссервис" сумел купить
не самого маленького оператора в обход лидеров рынка.
Причем эта сделка может повлиять на
продажу еще одного оператора. Дело в том, что Кузбасская транспортная компания
была совместным предприятием, в котором КТК принадлежало лишь 49,98% компании.
Остальная часть контролировалась "Сибуглеметтрансом". В компании
отказались комментировать сделку. Сразу несколько источников "Ъ" на
рынке пояснили, что "Сибуглеметтранс" сейчас и сам продается, презентация
рассылалась большинству крупных игроков. На сайте компании указано, что она
владеет более 5 тыс. вагонов (но часть их, видимо, была в СП с КТК). Владельцы
компании не раскрываются, одним из них считается Евгений Подалинский.
"ЗапСиб-Транссервис" на
"Сибуглеметтранс" не претендует, однако участники рынка утверждают,
что Кузбасская транспортная компания была одним из наиболее интересных элементов
бизнеса оператора. В результате, говорят собеседники "Ъ", теперь
"Сибуглеметтранс" стал гораздо менее привлекательным активом. Коммерсантъ 19.03.2013 |